Man at Door: Hey, what’s the password… John who?
Bum: Ok, ok, John Woo…
(Max Payne)
woo2.jpg
Не так давно я пересмотрел мега-эпик Джона Ву – Hard Boiled («Круто Сваренные»). Вкратце, сюжет таков: офицер полиции, мужество которого может сравниться только с чувством долга, истребляет торговцев оружием. Ему помогают другой офицер (под прикрытием), спецназ, коллеги и, немного, даже сами торговцы оружием. Спустя пятнадцать лет после выпуска, фильм по-прежнему производит впечатление, смахивающее на удар электрифицированной кувалдой. В главной роли блистает Чою Юн Фат (Убийца, Крадущийся тигр, затаившийся дракон), его герой мастерски пригвождает взглядом окружающих и резок, как свежераспакованный Gillete. Крови в Hard Boiled, больше чем во всех сериях Resident Evil вместе взятых. Вторая половина фильма - сплошная бойня в одной больнице, где железно действует правило: статист появляется в кадре только затем, чтобы там умереть.
Hard Boiled – отчасти, лебединая песня режиссера. Этот “слешер” стал последним в его “золотом”, гонконгском периоде. До дремучего 1986 года Джон Ву был известен миру исключительно как комедиограф. Из интересных фактов можно вспомнить только Джеки Чана, который ставил хореографию боев для первого фильма Ву. После нескольких провалившихся проектов, затяжного творческого кризиса и неудачной работы в Тайване, режиссер, поговорив с продюсером Тсуи Харком, вернулся в Гонк Конг. Он решил попробовать себя в новом жанре. Суровый криминальный флик «Право на жизнь» (иногда его продают под именем «Лучшее будущее») - полный кровавых перестрелок, открыл для Ву его собственный стиль.
Следующие семь лет это путь наверх. «Убийца», «Право на жизнь-2», «Пуля в голове», наконец «Круто Сваренные» - все это жестокие, бодрые, сентиментальные бойни. «Убийца» сделал Ву известным на Западе, сиквел «Права на Жизнь» закрепил успех. После Hard Boiled режиссера пригласили снимать в Голливуд и он уехал в Америку. А Hard Boiled тихонько пустил корни в массовую культуру. Многие критики указывают, что Ву повлиял на Тарантино и братьев Вачовски. (Это абсолютно не относится к содержанию колонки, но знаете ли вы, что братья Вачовски уже не братья? Ларри сменил пол и стал женщиной.) Как фирменные признаки стиля Ву всегда указываются голуби, сопутствующие перестрелкам, и slo-mo – замедление боевых сцен.
А теперь вернемся из киноиндустрии в нашу. В 1996 году, спустя четыре года после выхода на экраны Hard Boiled, финны из Remedy вежливо постучались в офис американцев 3DRealms. Финнам был необходим опыт в разработке 3D Action, американцам деньги на Duke Nukem Forever. Компании пожали друг другу руки, дизайн документ был одобрен и Max Payne получил путевку в жизнь.
Главным источником вдохновения для этой, уже знаменитой игры, стали фильмы жанра Noir – чернушные американские детективы. Но если не говорить о сюжете, игра Remedy целиком нашла себя в наследии Джона Ву. Жестокие перестрелки, меняющие ритм от крайне быстрого к очень медленному - меткая цитата из творчества режиссера. Финны особо и не скрывают. В игре есть несколько моментов, где прямо вспоминаются Чою Юн Фат и Ву.
Работая с 3DRealms, Remedy делала Max Payne долгие 5 лет (даже дольше, если считать время до соглашения), но, когда он вышел, индустрия вздрогнула. Мир отходил после успеха Матрицы, slo-mo обживал даже семейные комедии и тут из ниоткуда возникла игра, где замедление времени было ключевым моментом геймплея. Финны провели черту. Теперь история разделилась на два этапа: до Max Payne и после него. После, была пара клонов - Dead To Rights и El Matador; и отличный, но не слишком прибыльный сиквел Fall of Max Payne (говорящее название!). Кнопки тормозящие секунды расползлись по жанрам – The Punisher, F.E.A.R., Call of Juarez, даже в серии Need for Speed появилась возможность замедлить течение времени.
Однако самая любопытная в этой линейке игра еще не вышла из офиса Midway. С помощью Unreal Engine 3, там делают впечатляюший John Woo`s Stranglehold (Stranglehold, к слову, это локтевой захват шеи). Разработчики готовят свою нетленку под присмотром и именем знаменитого режиссера, Сюжетно Stranglehold - «духовный» сиквел фильма Hard Boiled. В главной роли по-прежнему резвый мясник инспектор Текила, а его внешность срисована с внешности Чою Юн Фата.
Так вот - пусть меня изрешетят из узи, если на данный момент John Woo`s Stranglehold не выглядит клоном Max Payne. Отличным, высокобюджетным, но клоном.
Круг замкнулся. Джон Ву копирует, тех, кто скопировал Джона Ву.
woo.jpg