Показать сообщение отдельно
Старый 12.06.2007, 16:24      #27
rumitr
Местный
Пользователь Opera
 
Аватар для rumitr
По умолчанию

Что такое хорошо и что такое плохо, или FAQ по LCD-мониторам
Автор: Виктор Куц http://www.3dnews.ru/display/faq_po_lcd/
Дата: 08.06.2007

Вопрос: Какие бывают типы матриц LCD-мониторов и чем они отличаются друг от друга?

Ответ: Матрица - важнейшая часть LCD-монитора, целиком и полностью определяющая качество его изображения. Современные мониторы имеют матрицы трех основных типов:

TN + film (Twisted Nematic + film), или просто TN - самый старый и недорогой в производстве тип матриц, характеризуется минимальным временем отклика, относительно скромной цветопередачей, небольшими углами обзора с заметным искажением цветов при изменении угла наблюдения (особенно по вертикали), а также невысокой контрастностью. Впрочем, технологии не стоят на месте, и изъяны в качестве изображения современных TN матриц можно обнаружить, только специально отыскивая их. LCD-мониторы с матрицами типа TN хорошо подходят для работы в интернете, с офисными приложениями (преимущественно - текстовыми), для динамичных 3D-игр ("стрелялки", симуляторы). Можно на них смотреть и фильмы, но только в одиночестве - при групповом просмотре будут сказываться ограниченные углы обзора.
IPS (In-Plane Switching) матрицы отличаются наилучшей цветопередачей, обеспечивают среднюю (по современным меркам) контрастность, углы обзора свыше 170° (практически без видимых искажений цветов при уменьшении угла наблюдения, причем как по горизонтали, так и по вертикали), тогда как время реакции пикселей у них оставляет желать лучшего. Однако в настоящее время классические матрицы типа IPS на рынке практически не встречаются, их сменили S-IPS матрицы с относительно малым временем реакции, использующие технологию Overdrive (о ней - ниже), если и уступающие по этому параметру матрицам типа TN, то самую малость. Таким образом, у S-IPS матриц остался только один недостаток - достаточно высокая, далеко не всегда оправданная, цена. Исходя из этого мониторы с S-IPS матрицами позиционируются, в основном, для профессиональной работы с графикой или как престижные модели для домашнего использования.
Матрицы типа *VA (MVA - Multi-domain Vertical Alignment, PVA - Patterned Vertical Alignment и их разновидности) характеризуются высокой контрастностью, достаточно хорошей цветопередачей, широкими углами обзора (не хуже, чем у S-IPS), но по цене обходятся дороже, чем TN. Слабой их стороной, в сравнении с IPS-технологиями, является наличие небольшого цветового сдвига при отклонении от нормали к экрану, особенно в темных оттенках изображения. В современных матрицах A-MVA (Advanced MVA) и S-PVA (Super PVA) данный эффект менее заметен, но окончательно не изжит. По совокупности своих параметров матрицы этого типа занимают промежуточное положение между высококачественными, но слишком дорогими S-IPS матрицами и дешевыми середнячками типа TN и, дополненные технологией Overdrive (без нее *VA мониторы практически непригодны для динамичных игр), могут стать хорошим компромиссным решением в качестве универсального домашнего монитора.

Вопрос: Что такое Overdrive?

Ответ: Технология компенсации времени отклика LCD-матрицы, известная как Overdrive (у каждого производителя она имеет свое фирменное название) обеспечивает существенное ускорение переключения пикселей. Характерной особенностью LCD-матриц любого типа является то, что при переходе от "черного" к "белому" время реакции пикселя гораздо меньше, чем, например, при переходе между двумя градациями "серого". Почему? Потому, что скорость изменения состояния пикселя напрямую зависит от приложенного к нему напряжения, а в первом случае на электроды пикселя подается максимальное напряжение.

Суть технологии Overdrive заключается в подаче точно рассчитанных (исходя из информации о положения кристалла в предыдущем кадре) так называемых "разгонных" импульсов напряжения для каждого нового значения пиксела в следующем кадре. Величина импульса значительно превышает номинальное для требуемого состояния напряжение, подаваемое после него, поэтому кристаллы поворачиваются в нужное положение гораздо быстрее.

Данная технология позволяет значительно поднять среднюю "скорость" вывода изображения на экран монитора, однако она привносит и ряд негативных моментов, что не позволяет считать ее панацеей. Во-первых, Overdrive требует усложнения электроники монитора но, самое неприятное, иногда могут появляться артефакты (светлое мерцание на темно-серых поверхностях) при воспроизведении динамичных сцен.

В любом случае, идеального "овердрайва" на 100% без ошибок не бывает, но здесь все зависит от тщательности проработки алгоритмов "разгона" конкретными производителями и в процессе совершенствования технологии количество огрехов изображения стремится к нулю.

Вопрос: Что такое "битый пиксель"?

Ответ: Каждый пиксель LCD-монитора состоит из трех субпикселей зеленого, синего и красного цветов, которые, грубо говоря, являются регулируемыми заслонками на пути света. Иногда эти "заслонки" выходят из строя ("залипают" в закрытом или открытом состояниях). В результате мы имеем постоянно светящуюся (или наоборот, постоянно потухшую) точку на экране - это и есть дефектный (или, по простому, битый) пиксель.

Предельно допустимое количество дефектных пикселей, в зависимости от размеров экрана, определяется в международном стандарте ISO 13406-2. Стандарт определяет 4 класса качества LCD-мониторов. Самый высокий класс - 1, вообще не допускает наличия дефектных пикселей. Самый низкий класс - 4, допускает наличие до 262 (просто ужас!) дефектных пикселей на миллион работающих.

К счастью, сегодня мониторы класса 4 практически не выпускаются. Подавляющее большинство современных непрофессиональных ЖК-мониторов соответствуют классу 2. Так, для наиболее популярных 17" и 19" мониторов (имеющих разрешение 1280 x 1024) допустимой нормой является по 3 дефектных пикселя (постоянно выключенных или постоянно светящихся) и до 7 светящихся красных, зеленых или синих субпикселей (всего - до 13 дефектных пикселей).

Чаще всего "битые пиксели" проявляются в первые дни использования "свежекупленного" монитора и, если их количество не превышает нормы стандарта ISO 13406-2, их наличие не является поводом для предъявления каких-либо претензий.

Вопрос: Что такое "разрешение дисплея" и как оно обозначается?

Ответ: Разрешение любого дисплея - это полное количество пикселей, формирующих изображение. Например, разрешение 1280 х 1024 означает, что изображение состоит из 1024 строк по 1280 точек в каждой. Чем выше разрешение, тем, естественно, более четким получается изображение. Сегодня каких-либо официальных стандартов обозначения разрешений дисплеев не существует, однако сложилась и успешно развивается полуофициальная система подобных наименований (таблица 1).

Таблица 1
Сокращение Полное название Разрешение
WHUXGA Wide Hex Ultra Extended Graphics Array 7680 x 4800
HUXGA Hex Ultra Extended Graphics Array 6400 x 4800
WHSXGA Wide Hex Super Extended Graphics Array 6400 x 4096
HSXGA Hex Super Extended Graphics Array 5120 x 4096
WQUXGA Wide Quad Ultra Extended Graphics Array 3840 x 2400
QUXGA Quad Ultra Extended Graphics Array 3200 x 2400
WQSXGA Wide Quad Super Extended Graphics Array 3200 x 2048
QSXGA Quad Super Extended Graphics Array 2560 x 2048
QXGA Quad Extended Graphics Array 2048 x 1536
WUXGA Wide Ultra Extended Graphics Array 1920 x 1200
UXGA Ultra Extended Graphics Array 1600 x 1200
WSXGA+ Wide Super Extended Graphics Array+ 1680 x 1050
SXGA+ Super Extended Graphics Array+ 1400 x 1050
WSXGA Wide Super Extended Graphics Array 1600 x 1024
SXGA Super Extended Graphics Array 1280 x 1024
WXGA Wide Extended Graphics Array 1366 x 768
XGA Extended Graphics Array 1024 x 768
SVGA Super Video Graphics Array 800 x 600
WVGA Wide Video Graphics Array 852 x 480 (858 x 484)
VGA Video Graphics Array 640 x 480
EGA Enhanced Graphics Adaptor 640 x 350
QVGA Quarter Video Graphics Array 320 x 240
CGA Color Graphics Adaptor 320 x 200

Вопрос: Что такое "размер пикселя" и как он влияет на качество изображения?

Ответ: Понятие "размер пикселя" (и обратная ему величина - количество пикселей на дюйм) напрямую связано с разрешением матрицы монитора - чем выше ее разрешение, тем меньше расстояние между соседними пикселями и, тем самым, выше четкость изображения.

Однако однозначно утверждать, что высокое разрешение матрицы - это хорошо, а низкое - плохо, не стоит, равно как и наоборот. Ведь с уменьшением визуальных размеров элементарных элементов внешнего оформления - различных графических элементов и, в особенности, системных шрифтов, в графических ОС увеличивается количество информации на площади дисплея, но и восприятие этой информации несколько усложняется, особенно для людей, имеющих проблемы со зрением или много работающих с текстом.

Поэтому при покупке нового монитора нужно отдавать себе отчет, что, покупая монитор с небольшим размером пикселя, вы соответственно привязываете себя к мелкому тексту. На такую меру, как увеличение размера системных шрифтов в настройках операционной системы, рассчитывать не стоит - масштабируемость современных ОС все еще не на высоте, и неудобств такое решение может принести изрядно. Для работы с графикой, наоборот, более предпочтительными являются модели с небольшим размером пиксела из-за меньшей "зернистости" изображения.

Так что наилучшей рекомендацией потенциальному покупателю LCD-монитора будет не "зацикливаться" на чьих-то советах и рекомендациях, а самому пойти в магазин и подобрать оптимальный (для своих глаз) размер и разрешение матрицы, а приведенная ниже таблица 2 позволит составить предварительное впечатление о различных типах типичных матриц.

Таблица 2
Диагональ матрицы,
дюймы Разрешение Соотношение
сторон Расстояние
между
пикселами, мм Пикселов
на дюйм (PPI)
обозначение в пикселах
15 XGA 1024 x 768 4:3 0,297 85,5
16 SXGA 1280 x 1024 5:4 0,248 102,4
17 WXGA 1280 x 768 15:9 0,2895 87,8
17 SXGA 1280 x 1024 5:4 0,264 96,2
17 WXGA+ 1440 x 900 16:10 0,255 99,6
18,1 SXGA 1280 x 1024 5:4 0,2805 90,6
19 SXGA 1280 x 1024 5:4 0,294 86,3
19 WXGA+ 1440 x 900 16:10 0,284 89,4
19 WXGA 1600 x 1200 4:3 0,242 105,3
20,1 WSXGA+ 1680 x 1050 16:10 0,258 98,4
20,1 UXGA 1600 x 1200 4:3 0,255 99,6
20,8 QXGA 2048 x 1536 4:3 0,207 122,7
21,3 UXGA 1600 x 1200 4:3 0,27 94
22 WSXGA+ 1680 x 1050 16:10 0,282 90,1
22,2 WQUXGA 3840 x 2400 16:10 0,1245 204
23 WUXGA 1920 x 1200 16:10 0,258 98,4
23,1 UXGA 1600 x 1200 4:3 0,294 86,9
24 WUXGA 1920 x 1200 16:10 0,269 94,34
26 WUXGA 1920 x 1200 16:10 0,2865 87,1
27 WUXGA 1920 x 1200 16:10 0,303 83,9
30 WQXGA+ 2560 x 1600 16:10 0,251 101
__________________
Восток - дело тонкое. Китай - тонкое и кривое.
rumitr вне форума Пол: Мужчина   Ответить с цитированием Вверх
Благодарности: 2
ArcFi (12.06.2007), zhurah (14.06.2007)