Об альбоме:
Дата выхода: 15 сентября 1975
Создавать что-то новое после «Dark Side...» стало для группы проблемой. В результате ушло два года и стоило это музыкантам немалой головной боли, невыпущенного экспериментального альбома, двух композиционных идей, от которых временно пришлось отказаться, появления на рынке пользовавшейся большим спросом пиратской записи и случайной порчи студийного оригинала, прежде чем они были готовы. Как оказалось, ждать стоило. Однако история берет свое начало не со студии, а с пиратской записи. В 1974 г. любители «Пинк Флойд» начали покупать то, что они ошибочно считали новым альбомом группы — «British Winter Tour' 74». На самом деле это оказалось пиратской записью с концерта, оформленной в виде альбома в очень хорошей упаковке, трех новых композиций: «Raving And Drooling», "Gotta Be Crazy» и «Shine On Your Crazy Diamond". Последняя композиция была записана для настоящего альбома, а две другие (исполнявшиеся в довольно растянутом виде во время турне 1975 г. «Wish You Were Here») подверглись изменениям и вышли на пластинке только через два года. Музыканты и в этот раз стали продюсерами собственного альбома, в студии на Эбби-роуд. Большая часть музыки была написана коллективно, но все слова сочинил Роджер Уотерс. Вокалистки Ванетта Филдс и Карлена Уильямс, сопровождавшие «Пинк Флойд» в турне, были в числе исполнителей, работавших с группой и в студии.
Студийная работа давалась музыкантам довольно тяжело, они должны были сочетать бремя успеха с тем фактом, что практически все их амбиции были достигнуты. Мэйсон был менее всех увлечен созидательным процессом, так как его супружеская жизнь оказалась на грани развала (как, впрочем, и у Уотерса), и барабаны мало его интересовали. Остальные также были в той или иной степени охвачены скукой, усталостью и хандрой, не позволявшими сосредоточиться на записи. Группа была очень близка к распаду, и, по словам Уотерса, еще немного, и пластинка могла бы быть названа «Если бы мы были здесь». Тем не менее и Райт, и Гилмор сегодня считают этот альбом своим любимым. Дизайн обложки стал еще одним триумфом «Хипнозис», который так и не удалось полноценно адаптировать для компакт-диска. Первоначально альбом продавался в черной полиэтиленовой упаковке с наклейкой работы Джорджа Харди, на которой две руки роботов изображены в рукопожатии на фоне четырех секторов круга, представляющих землю, воздух, огонь и воду (это было основой обложки первого британского CD). Внутри упаковки скрывалась стандартная обложка с отдельным конвертом для пластинки. Каждая из четырех сторон как обложки, так и пакета изображала один из четырех элементов в комбинации с тем, кого там «не было». Горящий человек (огонь) несомненно отсутствует, так как он не чувствует жара. Персонаж в пустыне (земля) не имеет лица и рук. Платок, развивающийся на ветру (воздух), скрывает еле видимые формы обнаженной женщины (в буклете нового CD используется другая версия), а ныряющий человек (вода) входит в воду без брызг. Изображение горящего человека использовалось на обложке компакт-дисков за пределами Великобритании и втором издании CD внутри страны. Также отсутствуют на CD «обрывы рамок» — каждая из четырех картин первоначально органически «выходила» за рамки изображения. Виниловые диски включали бесплатную почтовую карточку с изображением ныряльщика без брызг. А обложки пластинок в разных странах имели несколько отличные фотографии горящего человека. Была выпущена и квадрофоническая версия альбома (Harvest Q4SHVL 814}, правда, в ней меньше различий со стереоверсией, нежели в случае «Atom Heart Mother» или «Dark Side...». Альбом можно было также приобрести в виде дисков с двумя различными изображениями и в разных цветовых вариантах.