История жанра
С древних времен, начиная с китайского театра теней и до волшебного фонаря XVII в., предпринимались попытки "оживить" изображение.
В XIX в. было доказано, что изображение остается на сетчатке глаза еще доли секунды после того, как глаз перестал воспринимать сам объект, и с учетом этого открытия изобретались специальные механизмы, такие, как
"Зоотроп" (1830-е годы) британского часовщика
У.Г.Хорнера: барабан с последовательностью рисованных изображений. Барабан вращался, и создавалось впечатление, что фигурки движутся. В 1880-х годах французский изобретатель
Э.Рейно развил эту идею, добавив проектор.
В 1906, после изобретения кинокамеры,
Дж.С.Блэктон сделал первый в США мультипликационный фильм
"Юмористические фазы смешных мордочек", где был применен принцип "один кадр - один рисунок". В 1911 под его руководством мультипликатор
Уинзор Мак-Кей создал фильм
"Маленький Немо" по газетному комиксу. Но как искусство мультипликация утвердилась после фильма
Мак-Кея "Динозавр Герти" (1914). Герти танцевала на экране, выворачивала с корнем деревья, удерживала на носу мяч.
Главным препятствием на пути к коммерческому успеху мультипликации была высокая трудоемкость процесса создания фильмов. Для сокращения расходов было применено несколько технических изобретений. - В 1913 Э.Херд и Дж.Р.Брей разработали принципы рисования на целлулоидной пленке,
- в 1914 Р.Барр усовершенствовал систему точного позиционирования рисунков перед камерой при помощи крючков (шпилек),
- В 1917 Флейшер разработал "ротоскоп", позволяющий применять для использования в анимации съемки живых актеров.
Первые анимационные студии были созданы
Барром и
Бреем в 1915. Персонажи мультфильмов заимствовались из газетных комиксов либо придумывались на студиях. Самым популярным героем немой мультипликации был
кот Феликс, созданный в 1917
П.Салливаном, а в 1920-е годы усовершенствованный
О.Месмером.
Ранняя мультипликация была немой. Для передачи диалогов использовались либо "воздушные шары", как в комиксах, либо титры, как в кино.
Молодой мультипликатор из Лос-Анджелеса
У.Дисней поставил первый мультфильм с синхронным звуком
"Пароход Вилли" (1928). Это одновременно был и первый мультфильм о
Микки Маусе.
Дисней был также продюсером первого мультфильма, снятого целиком в цвете, - "Белоснежка и семь гномов (1937). Однако по размаху, техническому совершенству, масштабности вершиной диснеевского творчества считается
Пиноккио (1939).
В 1930-е годы все студии, кроме студии Флейшера, подражали Диснею.
У Флейшера
Бетти Буп и
Пучеглазка Попай основывались на человеческих характерах. В 1940-е годы Дисней стал терять лидирующие позиции. Компания "Уорнер бразерс" достигла значительных успехов, выпустив мультфильмы с участием
Багса Банни,
Утки Даффи,
поросенка Порки.
Джо Барбера и
Билл Ханна из "Метро-Голдвин-Майер" (MGM) конкурировали с Диснеем, выпустив серию фильмов с участием
Тома и Джерри. В 1950-е годы вновь возникшая "Юнайтед продакшнз оф Америка" (UPA) создала ряд фильмов с такими экзотическими персонажами, как близорукий
Мистер Магу и жутковатый
Джералд Мак-Бойнг-Боинг.
У истоков анимации стояли и английские мультипликаторы. В том же 1906, когда Блэктон выпустил свой знаменитый фильм,
У.Бут сделал картину
"Рука художника", где рука рисовала фигурку, оживавшую на глазах. Среди пионеров были
Д.Бакстон и
Э.Дайер. В 1960-1970-е годы в английской анимации тон задавали студия
Д.Хэласа и
Д.Бэчелора и выдающиеся работы
Б.Годфри и
Д.Уильямса.
Бурно развивалась анимация во Франции.
Э.Коль первым создал оригинального мультгероя - марионетку (le fantoche). Его примеру последовали
Бенжамен Рабье и
О'Гэлоп, которые задолго до Диснея ставили мультипликационные басни. В 1924 известный художник
Ф.Леже поставил знаменитый
"Механический балет". Картинки рисовались прямо на целлулоидной пленке и изображали фигурки, которые то расходились, то сходились, кружились и прыгали в безостановочном движении. Названный "поэмой движения", фильм оказал большое влияние на всю современную анимацию. Среди современных французских аниматоров наиболее известны
Ж.Имаж, которого иногда называют "французским Диснеем", и
П. Гримо, прославившийся своими лирическими, поэтичными фильмами.
В Советском Союзе первый мультфильм появился в 1924. Затем последовал ряд картин, поставленных такими режиссерами, как
А.И.Бушкин,
И.П.Иванов-Вано и
М.М.Цехановский.