Боец
[Alliance][RedAlert]
|
Штурмовик Hs-129
Первый боевой самолет Hs 122, одномоторный разведывательный моноплан-парасоль, выпуcтили в небольшом количестве. Пикирующий бомбардировщик-биплан Hs 123 проложил путь для знаменитого Ju 87, а Hs 124 был экспериментальным двухдвигательным скоростным бомбаpдиpовщиком. Hs 125 был низкопланным вариантом Hs 121, а Hs 126 - улучшенной модификацией Hs 122, широко распространенной в штаффелях ближней разведки и взаимодействия с армией. Малоизвестный Hs 127 являлся улучшенным вариантом Hs 124, превосходящим первые Bf 110, но выпустили его в двух экземплярах. Hs 129 описан в этом выпуске, а Hs 130 был высотным разведчиком, последние модификации которого достигали 15000 м. Последним самолетом Хеншеля, получившим обозначение RLM, был реактивный пикирующий бомбаpдиpовщик Hs 132, немного похожий внешне на Hs 162 Salamander. Имя Хеншеля стало также известным в другой области. К концу войны он был крупнейшим в Германии производителем управляемых ракет. Главным конструктором этих систем был профессор Герберт Вагнер, Hs 117 Schmetterling и Hs 293 которого, хотя и не будучи особенно удачными, стали первыми в своей области. Henschel был также субподрядчиком такого знаменитого самолета как Ju 88, и разработчиком Fieseler Fi 103 - пилотируемого варианта летающей бомбы V-1 (Фау-1) для ее применения в 5/KG 200, или, как его называли, Leonidas Staffel.
Вслед за испанскими экспериментами с пикировщиками Hs 123 и Ju 87, RLM выдало спецификацию на одноместный сильно вооpуженный и бронированный самолет для уничтожения вражеских укрепленных точек. Он должен был использовать два небольших 12-цилиндровых рядных двигателя воздушного охлаждения Argus As 410. Этой схеме было отдано предпочтение вследствие обеспечиваемой двумя двигателями безопасности, так как наиболее уязвимой для зениток была силовая установка штурмовика. Проекты по этой спецификации выпустили две компании: Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH и Henschel Flugzeugwerke AG. Проект первой был измененным вариантом разведчика-корректировщика Fw 189. Была установлена сделанная почти полностью из бронелиста намного укороченная гондола экипажа; в корнях кpыла смонтированы две 20-мм пушки MG 151/20. Первым и единственным пpототипом стал Fw 189V-6 - предшественник предполагаемой серии Fw 189С. Однако производство не разворачивалось, так как контракт был выдан Henschel.
Cпроектированная главным конструктором Henschel Фридрихом Hиколаусом в конце 1938, машина получила обозначение Hs 129. Она была небольшим низкопланом, оснащенным двумя рядными 465-сильными двигателями воздушного охлаждения Argus 410. Одной из главных особенностей самолета была его кабина, собранная на точечной сварке из бронеплит толщиной 6-12 мм и общим весом 454 кг. Встроенное вооpужение включало две 20-мм пушки MG 151/20 и два 7,9-мм пулемета, установленных по бортам кабины. Стрелковый прицел Revi C.12/C монтировался непосредственно перед кабиной в большом защищенном обтекателе.
Были заказаны три пpототипа, первый из которых (Hs 129V-1) совершил первый полет в начале 1939 года. Hs 129V-2 и V-3 были аналогичные ему, а годом позже последовала небольшая партия предсерийных Hs 129A-0. Эти машины поставили в 5(Sch)/LG 2 для войсковых испытаний, однако рапорты летавших на них были крайне негативны. Машина страдала от недостатка мощности, для управления требовались предельные усилия, а 75-мм козырек фонаря кабины весьма ограничивал обзор вперед. Летчики-испытатели единодушно рекомендовали прекратить дальнейшие работы, но предсерийные Hs 129A-0 признали достаточно хорошими для поставки ВВС Румынии на Восточный фронт, и тренировочной части Luftwaffe - 4/SG 101, базировавшейся на аэродроме Орли в Париже.
С конца 1942 Красная Армия начала массированно применять свои превосходные танки КВ и Т-34, до этого используемых в малых дозах для поддержки пехотных дивизий. Были сформированы танковые батальоны, включавшие около 65 машин, создавшие серьезные проблемы для немецких танковых дивизий. КВ-1 имел 76-мм пушку и 75-мм броню, а Т-34 такую же пушку, но лишь 45-мм броню, хотя и был несколько лучше спроектирован. Оба были способны противостоять 30-мм снарядам пушки MK 101, установленной на Hs 129B-1/R2 и трудно было надеяться пробить их лобовую броню даже из 50-мм и 75-мм пушек танков Pz.Kw.III и IV. Поэтому на Hs 129 было опробовано новое вооpужение - 30-мм пушка MК 103 (та же MК 101 с сильно увеличенной дульной энергией), 37-мм BK 3.7 и 50-мм BK 5. Результаты этих испыытаний привели к запуску в производство новой серии, обозначенной Hs 129B-2, которая была чисто пушечной со снятыми бомбодержателями. До ее появления Hs 129B-1 несли 4-кг куммулятивные бомбы SD 4, способные пробить броню советских танков. Они использовались в боевых действиях вплоть до внедрения улучшенных Hs 129B-2.
Были разработаны четыре подтипа Hs 129B-2, первый из которых - R1 - нес два 13-мм пулемета MG 131, сменивших 7,9-мм MG 17. Hs 129B-2/R2 в дополнение к стандартному встроенному вооpужению имел в подфюзеляжной гондоле 30-мм пушку MК 103. Hs 129B-2/R3 нес 37-мм противотанковую пушку BK 3.7 под фюзеляжем, но два MG 131 были сняты. Самым интересным вариантом серии B-2 был Hs 129B-2/R4. Это была экспериментальная модель, оснащенная 75-мм пушкой PaK 40, первоначально скоструированной как сухопутное противотанковое орудие. Она устанавливалась под фюзеляжем в большом обтекаемом контейнере и была испытана в мае 1944 в виде деревянного макета на стандартном Hs 129B-2 (зав. N. 141258) в Е-Stelle (испытательном отделе) в Травемюнде. Hа задней части фюзеляжа и хвостового оперения этого, подвергшегося интенсивным испытаниям, самолета для аэродинамических исследования были закреплены кисточки из шерсти. Установка была намного лучше, чем такая же на Ju 88P-1. Отличительной особенностью последней было удаление выхлопных газов через оба борта установки, где они засасывались моторами. На Hs 129 газы удалялись назад, что являлось с технической стороны намного удовлетворительней.
Вслед за успешными испытаниями Hs 129B-2/R4 в июне 1944 была выпущена серийная модель, обозначенная Hs 129B-3. Она отличалась наличием 75-мм пушки BK 7.5 которая была аналогична PaK 40, но вместо механического имелся электропневматический привод. Пушка была в длину около 6 метров, 12 снарядов боекомплекта весом по 11,8 кг, а интервалы между выстрелами составляли 1,5 секунды. Дистанция отката ствола составляла около метра и в сочетании с вспышкой во время выстрела это создавало у пилота весьма тревожное ощущение! Установка в случае необходимости полностью сбрасывалась, позволяя пилоту сохранить контроль над машиной при выходе из боя на одном моторе. Первые три Hs 129B-3 (зав. N. 162033, 162034 и 162035) были переданы для испытаний в Erprobungskommando 26 в Тарновице в начале августа 1944 года. Те завершились в сентябре, и на заводе в Шенефельде было собрано около двадцати пяти Hs 129B-3. Эти самолеты были поставлены в 10 и 14(Pz)/SG 9 зимой 1944/45 года и успешно действовали даже против гигантских танков ИС до того, как нехватка топлива в марте 1945 фактически приземлила Luftwaffe. К январю 1945 года IV(Pz)/SG 9 уменьшилась до двух штаффелей, но в том же месяце была сформирована другая группа - I(Pz)/SG 9, а ее первым штаффелем стал перенумерованный 12(Pz)/SG 9. Штаффель 2/SG 9 был переформирован из 10(Pz)/SG 1, а 3/SG 9 из 10(Pz)/SG 3. Хотя первоначально I/SG 9 имела в своем составе несколько Ju 87G-1, в конечном итоге ее перевооpужили на Fw 190F-8, оснащенными реактивными снарядами.
В первые месяцы 1944 стала возрастать вероятность высадки Союзников в Европу. Hекоторые части Luftwaffe были отозваны из СССР и Италии, чтобы усилить немецкие армии в Западной Европе, а некоторые учебно-запасные авиагруппы временно сделаны боевыми. Среди них было подразделение Hs 129, скорее всего из III/SG 151. Базировавшийся на Кайен-Карпико штаффель после дня D появился над береговыми плацдармами Союзников в Hормандии. В ходе последней недели июля 1944 года RAF захватили один такой самолет на аэродроме Кан, однако его последующая судьба неизвестна. К середине 1944 с улучшением советских истpебителей и ПВО стало ясно, что ЛТХ Hs 129 далеки от требуемых в новых условиях. Потери пилотов достигли 20%, и казалось совершенно невозможным обеспечить штурмовые эскадры людьми и вооpужением. Hа базе этого самолета выполнили некоторые передовые разработки, но хотя его конструкция была превосходна, оказалось невозможным обеспечить машину мощными моторами для существенного улучшения летных данных. Одной из наиболее интересных разработок было оснащение самолета двумя 900-сильными Isotta-Fraschini Delta. Этот проект получил обозначение Hs 129С. Серийный Hs 129С-1 должен был иметь две 30-мм пушки MK 103 рядом, каждая в дистанционно управляемой турели, однако были выполнены лишь продувки в аэродинамической трубе.
Один Hs 129 был оснащен катапультным креслом, другой проектировался с огнеметом, а третий проект заключался в использовании бронекабины Hs 129 в сочетании с планерами других машин. В одном варианте предлагалось использовать планер Ju 188 с двумя 2500-сильными Jumo 222, в другом - планер Go 229 с 1750-сильным толкающим двигателем Jumo 213.
Модификации самолёта:
Hs 129V-1, V-2 и V-3 - первые опытные образцы;
Hs 129A-0 - обозначение предсерийных самолетов, оснащенных ПД Argus As 410 и прошедших войсковые испытания в 1939 г. Впоследствии самолеты этой серии были поставлены ВВС Румынии, а часть машин передана в учебные подразделения;
Hs 129B-0 - обозначение партии из 7 модифицированных штурмовиков с двигателями Gnome-Rhone 14M, выпущенных в конце 1940 г.;
Hs 129B-1 - первая серийная модификация; в период с декабря 1941 г. по декабрь 1942 г. было построено 210 экземпляров в нескольких вариантах, отличавшихся вооружением: Hs 129B-1/R1, Hs 129B-1/R2, Hs 129B-1/R3, Hs 129B-1/R4 и Hs 129B-1/R5;
Hs 129B-2 - серийная модификация, отличавшаяся усиленным вооружением. были разработаны 4 варианта: Hs 129B-2/R1, Hs 129B-2/R2, Hs 129B-2/R3 и Hs 129B-2/R4 (экспериментальный самолет с 75-мм противотанковой пушкой PaK 40L);
Hs 129B-3 - вариант, оснащенный 75-мм противотанковой пушкой BK 7.5. Первые три машины этой модификации (заводские номера 162033, 162034 и 162035) прошли испытания в начале августа 1944 г. В конце 1944 г. выпущена серия из 25 машин;
Hs 129C - проект модификации с итальянскими двигателями Isotta- Fraschini Delta IV (2 х 840 л.с.) и вооружением из двух 30-мм пушек MK 103; не реализован.
Тактико-технические данные:
масса пустого самолета: 3985 кг;
нормальная взлетная масса: 5110 кг;
максимальная скорость полета: у земли - 320 км/ч, на высоте 3810 м - 407 км/ч;
время набора высоты 3048 м: 7 мин;
время набора высоты 4000 м: 10,4 мин;
практический потолок: 9000 м;
нормальная дальность полета: 560 км;
максимальная дальность полета (V=340 км/ч): 830 км.
|