Боец
[Alliance][RedAlert]
|
Транспортный самолёт Ju-52
Транспортный самолет Ju-52/3m (drei Motoren, три мотора) стал вершиной раз*вития серии цельнометаллических моно*планов, над которыми профессор Гуго Юнкере работал на фирме Flugzeug- und Motorenwerke A.G. с 1915 г. Первым са*молетом в этой серии стал истребитель J-1 - самый первый цельнометаллический самолет в мире. В воздушных боях пос*леднего года. Первой мировой войны ус*пели принять участие одноместный ис*требитель J-9 и двухместный ударный самолет J-10.
С окончанием 11 ноября 1918 г. Пер*вой мировой войны возглавляемая Юнкерсом фирма, которая размещалась в Центральной Германии в городе Дессау, переключилась на проектирование и про*изводство самолетов гражданского на*значения. Первым таким самолетом стал одномоторный транспортный моноплан F-13 с экипажем из двух человек, рассчи*танный на перевозку четырех пассажи*ров. Первый полет прототип F-13 совер*шил 25 июня 1919г., всего до 1932 г. было построено 322 транспортника данного типа. F-13 экспортировался во многие страны мира. Первый трехмоторный са*молет Юнкерса G-23 поднялся в небо в 1924 г., через год был готов его усовер*шенствованный вариант G-24. В 1926 г появились F-24, W-33 и одномоторный W-34, а также трехмоторный транспорт*ный самолет G-31.
В 1930 г. инженеры фирмы Юнкерса приступили к проектированию транспор*тного самолета, предназначенного для замены самолетов W-33 и G-31. В новом самолете должны были сочетаться проч*ная конструкция планера, высокая на*дежность и малые эксплуатационные рас*ходы. Конструкторы остановили выбор на одномоторном цельнометаллическом моноплане с характерной для всех предыдущих проектов Юнкерса гофриро*ванной дюралюминиевой обшивкой. Прессованные дюралевые листы облада*ли значительной прочностью и легко подгонялись под обводы летательных аппаратов самых различных размеров.
Непосредственно за проектирование самолета Ju-52 отвечал дипломирован*ный инженер Эрнст Циндель. За основу конструкторы взяли самолет W-33, увеличив его размеры. Размах крыла прото*типа Ju-52 составил 29 м, на 11 м больше, чем у W-33. Длина прототипа Ju-52 - 18, м, высота - 6,1 м, в то время как длина W-33 составляла 10,5 м, а высота 3,5 м.
Самолет Ju-52 представлял собой низкоплан полумонококовой конструкции с четырехлонжеронным крылом, лонжеро*ны - стальные трубы.
Сборка первого прототипа Ju-52ba (Werk Nummer 4001) началась в первом квартале 1930 г. Впервые самолет поднял в воздух с заводского аэродрома в Дессау 13 октября 1930 г. старший летчик-испытатель фирмы Вильгельм Циммер*ман. Уже в первых полетах выявилась ненадежная работа двигателя L88, кото*рый пришлось менять на мотор BMW VIIaU мощностью 685 л.с. Двигатель BMW VIIaU комплектовался двухлопас*тным деревянным воздушным винтом.
Замена мотора привела к изменению обо*значения самолета на Ju-52be. 6 декабря 1930 г. самолет с двигателем BMW пере*гнали для дальнейших испытаний из Дессау на аэродром Берлин-Адлерхоф, при*надлежащий Deutsche Versuchsanstalt fur Luftfahrt (DVL, Германский летно-исследовательский институт). Правительство Германии потребовало внести ряд изме*нений в конструкцию машины, в частно*сти установить четырехлопастный дере*вянный воздушный винт диаметром 5 м. Министерство транспорта Рейха (Reichsverkehrsministerium, RVM) выдало сертификат летной годности самоле*ту Ju-52 в феврале 1931 г., одновременно присвоив ему гражданский регистраци*онный номер D-1974. Новейший транс*портный самолет был представлен прес*се 17 февраля 1931 г. на аэродроме Берлин-Темпельхоф, машину подавали как «летающий товарный вагон». Самолет получил в печати прекрасные отзывы, но коммерческий успех машины не со*стоялся по причине всемирного эконо*мического кризиса начала 30-х годов. Не было получено ни одного заказа от авиакомпаний.
Отсутствие коммерческого успеха одномоторного Ju-52 поставило к 1932 г. фирму Юнкере на грань банкротства. К счастью самолетом заинтересовалась кампания Deutsche Lufthansa (DLH), предложившая фирме сделать трехмотор*ный вариант Ju-52. Работы над модифи*кацией возглавил дипломированный ин*женер Эрнст Циндель, под руководством которого машину оснастили тремя 9-ци*линдровыми звездообразными двигате*лями воздушного охлаждения Пратт энд Уитни «Хорнет» мощностью по 600 л.с. Один двигатель был установлен в носо*вой части фюзеляжа, два других - в мо*тогондолах на крыле. Все моторы осна*щались двухлопастными металлически*ми воздушными винтами фирмы Юнкере.
Первыми трехмоторными Ju-52 ста*ли модернизированные самолеты Ju-52ces (Werk. Nr. 4008 и 4009), их переобо*рудовали на заводе в Дессау в начале 1932 г. Помимо установки трех звездообраз*ных моторов, был внесен ряд других изменений в конструкцию: в средней части фюзеляжа прорезаны по два прямоуголь*ных иллюминатора, в задней части пра*вого борта сделана двустворчатая дверь. После модернизации самолеты получи*ли обозначение Ju-52/3m de, первый из них (Werk. Nr. 4008) впервые поднялся в воздух на трех моторах 7 марта 1932 г. Оба самолета в короткий срок прошли испытания. Уже летом 1932 г. аэропланы отправили заказчику - боливийской авиа*компании Lloyd Aero Boliviano (LAB). Коммерческая эксплуатация самолетов Ju-52/3m de началась в октябре 1932 г.
На 1 сентября 1939 г. в составе люфт*ваффе насчитывалось 57 самолетов Ju-52/3m g3e и Ju-52/3m g4e. Они использова*лись, главным образом, для снабжения войск и эвакуации раненых, однако при*нимали и участие в массированном нале*те немецкой авиации на Варшаву 25 сен*тября. Солдаты сбрасывали с трехмотор*ных Юнкерсов зажигательные бомбы вручную через проемы дверей в бортах фюзеляжей.
Самолеты Ju-52/3m принимали учас*тие в эвакуации частей 17-й армии с Ку*бани. Начиная с 19 апреля, транспорт*ная авиация работала в интересах войск, подавлявших восстание в еврейском гет*то Варшавы. Юнкерсы сбрасывали на восставших бомбы и листовки.
Последним масштабным случаем применения транспортной авиации люфтваффе стало снабжение окруженной в районе Бреслау (в настоящее время Вроц*лав, Польша) группировки немецких войск. Воздушный мост начал функцио*нировать в середине февраля 1945 г., пос*ледние три Ju-52/3m приземлились в Бреслау 7 апреля. В этой операции люф*тваффе потеряли 165 самолетов, в том числе и Ju-52/3m.
Спорадически Ju-52/3m летали в ок*руженный советскими войсками Берлин. В последний раз Юнкере из Transportgeschwader-3 (TG-3) появился над Берлином 29 апреля 1945 г., за день до самоубийства Адольфа Гитлера. Са*молет сбросил свой груз над Тиргартеном, недалеко от Рейхсканцелярии.
По состоянию на 25 апреля 1945 г. в Transportgeschwadern-1, 2 и 3, и в Transportgruppe-20 имелось 190 самоле*тов Ju-52/3m. Из этого числа 137 самоле*тов досталось союзникам в качестве тро*феев. Очень немногие из 3400 построен*ных Ju-52/3m уцелели до конца войны.
Серийные модификации самолета:
Ju-52/3m - первоначально пассажирский вариант с 17 комфортабельными креслами в тщательно изолированной от шума пассажирской кабине.
Ju-52/3m g3e – разработанный в 1933 году бомбардировочный вариант с тремя двигателями BMW 132A-3 мощностью по 725 л.с. каждый/
Ju-52/3m g4e – выпускавшаяся с 1935 года первая серийная модификация военно-транспортного самолета. Самолет мог перевозить 18 вооруженных солдат, 15 парашютистов или 12 носилочных раненных/
Ju-25/3m g5e – дальнейшее развитие предыдущей модификации с двигателями BMW 132T 830 л.с.
Ju-52/3m g6e – впервые использованная в войне на Балканах в 1941 года модификация с дополнительной турельной пулеметной установкой на крыше пилотской кабины.
Ju-52/3m g7e – модификация с автопилотом и большим грузовым люком на левой стороне фюзеляжа/
Ju-52/3m g8e-13e – разработанные во время войны модификации самолета с различными изменениями в силовой установке, оборудовании и вооружении.
Ju-52/3m g14e – последняя серийная модификация военно-транспортного самолета с усиленной броневой защитой экипажа и более мощным оборонительным вооружением.
Тактико-технические данные:
экипаж: 4-5 чел.;
двигатель: 3x9-ти цилиндровых радиальных BMW 132Т-2;
мощность двигателя: 730 л.с.;
масса пустого самолета: 6500 кг;
максимальная скорость: 286 км/ч;
практический потолок: 5900 м;
нормальная дальность полета: 1305 км;
|