Показать сообщение отдельно
Старый 11.12.2007, 12:03      #1
Al 777
Модератор
 
Аватар для Al 777
По умолчанию Оружейная: Артиллерия России

Навигация в теме:

Зенитные орудия
Противотанковые орудия
Пушечная артиллерия
Гаубичная артиллерия
Реактивная артиллерия

Минометы

47-мм миномет Лихонина обр. 1915.jpg

Тактико-технические данные 47-мм миномет (бомбомет) Лихонина обр. 1916

Калибр, мм:
47
Вес боевой, кг:
90,1-99
Угол ВН, град:
0, +70
Начальная скорость мины (фугас), м/с:
60
Макс. дальность стрельбы, м:
320
Скорострельность, выстр/с:
4
Вес мины, кг:
21-23

Миномет был спроектирован капитаном Е. А. Лихониным при содействии инженеров Ижорского сталелитейного завода. Первый миномет Лихонина был испытан 22 мая 1915 г. в 1915 году было изготовлено 154 47 мм. миномета Лихонина, в 1916 году — 500, и в 1917 году — 113 минометов. Всего на заводе было изготовлено 767 47 мм. минометов Лихонина.

Миномет состоял из тела миномета, замка, лафета с сектором, отвеса и угломера.

Ствол имел гладкий канал для помещения хвоста снаряда, камору для помещения гильзы с зарядом и нарезную часть для помещения замка. Ствол стальной. Заодно со стволом откованы цапфы.

Заряжание миномета производилось следующим образом: заряжающий открывал замок, закладывал гильзу с зарядом в камору, опускал за ручку замок в нарезную часть ствола орудия и поворачивал по часовой стрелке до отказа. Далее хвост (шомпол) мины опускали в дульную часть ствола. Перед выстрелом заряжающий оттягивал спуск курка, затем откидывал предохранитель и дергал за шнур, приделанный к хвосту курка.

Лафет с сектором состоял из двух железных рам, соединенных скобами для переноски миномета и листа, образующего основание. К этому листу прикреплена скоба для забивания в землю железного кола и угольник для крепления правила.

Для вертикального наведения миномета к лафету прикреплен сектор, по круговой прорези которого ходил болт с барашком, укрепленным на рычаге. Рычаг укреплен на цапфе ствола. Поворачивая рычаг, меняли угол наклона. Нажимая барашек, можно было намертво соединить ствол орудия с сектором.

Механизм вертикального наведения конструктивно обеспечивал угол возвышения от 0° до 70°, но при углах, меньших 35°, стрелять не рекомендовалось, так как возможно было опрокидывание лафета.

Для стрельбы из миномета было необходимо три номера расчета, для подноски мин — еще три.

На поле боя миномет перевозился одним или двумя номерами расчета. Для перевозки служил колесный ход, состоящий из двух колес, одетых на стальную ось. Для удобства возки миномета в лафет вставлялось железное правило с рукояткой. Миномет могли переносить и вручную четыре номера, для чего в скобы вставлялись палки. Вес миномета в боевом положении 90,1–99 кг.

Миномет на земле крепился железным колом, забиваемым через отверстие в основании лафета.

В боекомплект миномета входило три типа надкалиберных мин. Чаще всего использовались 180-мм фугасные мины с железным сварным корпусом. На дне имелось отверстие для ввинчивания хвоста, к которому приклепаны четыре железных крыла стабилизатора. Вес мины 21–23 кг (с шомполом), длина 914мм. Мина снаряжена 9,4 кг аммонала. Взрыватель — ударная трубка обр. 1884 г. или 13ГТ. При начальной скорости 60 м/с максимальная дальность стрельбы 180-мм сварной миной составляла 320 м.

Также использовалась чугунная мина весом 10,65 кг (с шомполом), содержавшая 205 г тротила. Дальность стрельбы миной составляла 170 м.

Еще использовалась чугунная мина с ударной трубкой обр. 1877 г. весом 6,5 кг (без шомпола). Этой миной можно было стрелять на дальность до 400 м.

Все мины имели одинаковый шомпол длиной 596 мм. Шомпол входил в ствол на 474 мм. Размах стабилизатора по крыльям 292 мм.

Заряд помещался в латунную гильзу от 47-мм морских пушек Гочкиса. Вес заряда 47 г бездымного пороха Г9–48. Воспламенитель 1 г черного пороха. Длина гильзы 80 мм. Первоначально заряд был 64–98 г черного пороха.

47-мм миномет Лихонина обр. 1915.jpg 1.jpg


58 -мм миномет ФР.jpg


В начале 1915 года в Россию из Франции было поставлено несколько десятков 58-мм французских минометов № 2 системы Дюмезиля. В 1915 году 58-мм французский миномет типа Дюмезиль № 2 был модернизирован капитаном К. А. Лихониным и в том же году запущен в серийное производство. В России было развернуто массовое производство таких минометов на Петроградском орудийном, Невском и Ижорском заводах. За три года (1915–1917 гг.) был изготовлен 3421 миномет (по другим источникам — 3418) типа ФР (франко-русский).

58-мм миномет ФР имел гладкий ствол, па который навинчен казенник. Казенник имел две цапфы, которыми тело миномета опиралось на станок. В цапфах казенника был сквозной канал, через который проходила ось для соединения тела миномета со станком, служащая в то же время осью для колес.

У минометов на деревянных и железных станках Невского завода па наружной поверхности ствола имелась кольцевая заточка, в которой помещалось стяжное кольцо подъемного механизма, У миномета на станке Ижорского завода заточки не было. На стяжном кольце установлен отвес.

Кроме того, тела минометов отличались очертаниями казенников и не могли перекладываться на станок другой системы.

Деревянный станок состоял из:

а) станинки — чугунной платформы с углублением для казенника тела миномета. Снизу станинка была усилена ребром. На ней имелись лодыги для закрепления цапф. Тело миномета соединено со станком посредством оси, пропущенной через отверстия в лодыгах станинки и канал казенника и закрепленной двумя гайками, навинченными на ось;

Сверху в середине основания сделан вырез для станка. Станинка была соединена с основанием четырьмя болтами;

б) основания из двух сосновых брусьев размерами 915x180x180 мм. Снизу основание оковано листовым железом.

в) подъемного механизма из двух винтов. Отвес служил для придания углов возвышения;

г) деревянных колес с железной шиной, одинаковых у всех трех станков, диаметром 535 мм или 306 мм.

Устройство миномета на железном станке Невского завода

Станок состоял из двух станин с загнутыми в виде полок верхними и нижними краями. К полкам прикреплены два листа (верхний и нижний). К верхнему листу притянуты цапфенные лодыги. Нижний лист служил основанием станка.

Соединение тела миномета со станком производилось при помощи цапф казенника миномета, помещенных в отверстия лодыг станка. В сквозной канал казенника вставлена ось, на которую могут быть надеты колеса.

Устройство миномета на железном станке Ижорского завода

Станины станка представляли собой железный лист с загнутыми вверх под углом 90° краями. Снаружи, вдоль нижнего края, к станинам приклепаны угольники, а с внутренней стороны — сектора с прорезями, в которые проходили навинтованные стержни, составляющие одно целое с полукольцами, надетыми на ствол миномета и стянутыми болтами.

Боекомплект 58-мм минометов

В боекомплект 58-мм минометов № 2 Дюмезиля и ФР входило несколько типов надкалиберных мин. Наиболее широко применялись:

1) тяжелая железная сварная мина калибра 200 мм весом 36 кг. Длина ее с хвостом 1016 мм. Стабилизатор имел четыре крыла с размахом 610 мм. Мина оснащалась 16,4 кг взрывчатого вещества и взрывателем 13ГМ;

2) железная сварная мина калибра 175 мм и весом 23,4 кг. Длина ее с хвостом 635 мм. Стабилизатор четырехкрылый, размах 360 мм. Мина оснащена 8,2 кг взрывчатого вещества и ударной трубкой обр. 1916 г;

3) чугунная мина калибра 180 мм и весом 28 кг. Длина ее с хвостом 795 мм. Мина оснащена 8,2 кг взрывчатого вещества и ударной трубкой обр. 1916 г.

При стрельбе чугунной миной весом 28 кг с зарядом 130 г пороха ПКО начальная скорость составляла 70 м/с, а дальность стрельбы 350 м.

Заряды для миномета ФР

Марка пороха Заряд полный Заряд уменьшеный
б/д В 107 г. 90 г.
Вл 138 г. 106 г.
ПКО 130 г. 96,79 г.

При стрельбе из миномета ФР чугунной миной весом 28 кг с зарядом пороха ПКО весом 130 г под углом 42° начальная скорость составляла 70 м/с, а дальность 350

58 -мм миномет ФР.jpg 1.jpg 58 -мм миномет ФР.jpg 2.jpg

Все вопросы задавать в теме Оружейная: вопросы и обсуждение.
__________________
Не тяните за хвост, если не известно точно, что на другом конце. - Правило Челлиса (закон Мэрфи).

Последний раз редактировалось Al 777; 05.02.2008 в 22:07.
Al 777 вне форума Пол: Мужчина   Ответить с цитированием Вверх
Благодарности: 3
Orn Afion (11.12.2007), Vadim (13.12.2007), Ytka (12.12.2007)