Показать сообщение отдельно
Старый 05.02.2008, 22:04      #53
Al 777
Модератор
 
Аватар для Al 777
По умолчанию

Реактивная артиллерия

Реактивная установка БМ-8-36.jpg

Тактико-технические данные БМ-8-24

Калибр реактивного снаряда, мм:
82
Число направляющих:
24
Время выполнения залпа, с:
15-20
Дальность стрельбы, м:
5500
Вес снаряда, кг:
8

Одновременно с работами над реактивным снарядом М-13 советские конструкторы занялись адаптацией для использования в полевой артиллерии также и авиационного снаряда РС-82. Его новая модификация М-8 при той же дальности имела почти вдвое больший груз взрывчатого вещества. В августе 1941 года 82-мм реактивный снаряд М-8 был принят на вооружение, а создание его пусковой установки, ввиду загруженности РНИИ совершенствованием БМ-13, было поручено заводу «Компрессор». При проектировании машины инженеры использовали ряд узлов и агрегатов от установки БМ-13, а также направляющие типа «флейта», применявшиеся в ВВС.

Два варианта новой реактивной установки на шасси автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6, имеющие по 38 направляющих, поступили на испытания в июле 1941 года и показали в целом положительные результаты. Для серийного производства военное руководство отобрало образец на шасси трехосного грузовика ЗИС-6 из-за лучшей проходимости. Кроме того, это позволяло заимствовать многие элементы оборудования и инструменты от выпускавшейся также на базе ЗИС-6 установки БМ-13. Серийная машина, получившая обозначение БМ-8–36, располагала 36 направляющими в более компактном размещении, чтобы исключить возможность задевания оперением ракеты за кожух винта горизонтальной наводки.

До конца августа заводы «Компрессор» и «Красная Пресня» выпустили 72 установки БМ-8–36, а к ноябрю цеха покинули 270 машин этого типа. Новая «Катюша» обладала достаточной эффективностью в боях, но ее проходимость в условиях бездорожья оставляла желать лучшего. Поэтому уже осенью 1941 года КБ завода «Компрессор» разработало 24-зарядную пусковую установку на базе танка Т-40.

Обозначенная БМ-8–24, она отличалась более длинными направляющими балочного типа и могла вести огонь по противнику прямой наводкой. Установка БМ-8–24 изготавливалась также на шасси Т-60, а после прекращения выпуска обоих танков использовалась для создания более мощной установки БМ-8–48 на базе автомобилей «Студебеккер» и «Форд-Мармон».

Реактивная установка БМ-8-36 1.jpg



БМ-8-24.jpg


Тактико-технические данные БМ-8-24

Калибр реактивного снаряда, мм
82
Число направляющих
24
Время производства залпа, с
15-20
Дальность стрельбы, м
5500
Вес снаряда, кг
8
Вес боевой части, кг
5,4
Вес взрывчатого вещества, кг
0,64

Использование при создании боевой машины БМ-8-36 шасси трехосного грузового автомобиля ЗИС-6 показало, что наряду с высокой проходимостью по дорогам различного профиля и покрытия, оно малопригодно для движения по заболоченной пересеченной местности и по грунтовым дорогам, особенно в распутицу осенью и весной. Кроме того, при ведении боевых действий в условиях быстроизменяющейся обстановки боевые машины нередко оказывались под артиллерийско-пулеметным огнем противника, вследствие чего расчеты несли существенные потери.

По этим причинам уже в августе 1941 года в конструкторском бюро завода «Компрессор» обсуждалось создание пусковой установки БМ-8 на шасси легкого танка Т-40. Ее разработка проводилась быстро и уже к 13 октября 1941 года успешно завершилась. Новая установка, получившая название БМ-8-24, имела снабженную механизмами наводки и прицельными приспособлениями артиллерийскую часть с направляющими для запуска 24 реактивных снарядов М-8. Используемые в БМ-8-36 направляющие типа «флейта», заимствованные у авиационных пусковых установок, были заменены более подходящими для полевых установок направляющими типа «балка» с пиропистолетом для зажигания пороховой массы ракетного двигателя пиропатроном. Была также увеличена длина направляющей и тем самым повышена скорость снаряда при сходе, что способствовало уменьшению рассеивания снарядов, то есть улучшению кучности стрельбы.

Артиллерийская часть монтировалась на крыше танка Т-40. Вся необходимая электропроводка и приборы управления огнем размещались в его боевом отделении. После того как Т-40 заменили в производстве танком Т-60, его шасси было соответствующим образом модернизировано для использования в качестве ходовой части БМ-8-24.

Пусковая установка БМ-8-24 производилась серийно на начальном этапе Великой Отечественной войны и отличалась высокой проходимостью, увеличенным углом обстрела по горизонту и относительно небольшой высотой, облегчавшей ее маскировку на местности. После прекращения производства танка Т-60 выпуск установки также прекратился, однако ее модифицированная артиллерийская часть была использована при создании боевой машины реактивной артиллерии БМ-8-48 на шасси отечественного автомобиля ГАЗ-АА и импортных грузовых автомобилей «Студебеккер» и «Форд-Мармон».

БМ-8-24 1.jpg

Все вопросы задавать в теме Оружейная: вопросы и обсуждение.
__________________
Не тяните за хвост, если не известно точно, что на другом конце. - Правило Челлиса (закон Мэрфи).
Al 777 вне форума Пол: Мужчина   Ответить с цитированием Вверх
Благодарности: 2
Сталин (07.02.2008), Orn Afion (06.02.2008)