США
АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ САУ
FMC M110 1962.jpg
Характеристики M110
Экипаж, чел.
5
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т)
15,26
Макс. угол возвышения пушки, град
65
Макс. угол склонения пушки, град
-2
Длина c пушкой вперёд, мм
7467
Длина корпуса, мм
5720
Ширина общая, мм
3149
Высота по крыше башни, мм
2930
Масса боевая, кг
26534
Преодолеваемая стенка, м
1,016
Макс. угол подъёма, %
60
Крен, %
30
Преодолеваемый ров, м
2,362
Преодолеваемый брод, м
1,066
Ширина колеи, мм
2692
Длина опорной поверхности гусеницы, мм
3936
Ширина гусеницы, мм
457
Вооружение
Тип
Пушка
Калибр, мм
203
Модель
M2A2
Кол-во
1
Двигатель
Тип
дизель
Модель
Detroit Diesel Model 8V-71T
Цилиндры
8
Кол-во
1
Мощность, л.с.
405
Дополнительно
Состоит на вооружении стран
Бельгия Греция Испания Турция
Статус
Производство завершено Стоит на вооружении
Категория бронетехники
Самоходка
Субкатегория самоходки
САУ
Субкатегория самоходки (САУ)
Самоходная гаубица
Тип шасси
Гусеничное
БТВТ (вооружение)
Пушечное
Категория двигателя (БТВТ)
Дизель
Сделав выводы из боевого опыта, накопленного в период второй мировой и корейской войн, американские специалисты в начале 60-х гг. принялись постепенно заменять в некоторых соединениях вооруженных сил традиционную буксируемую артиллерию самоходной. В механизированных и бронетанковых дивизиях все пушки и гаубицы стали только такими, тогда как в пехотных и воздушно-десантных имелись и самоходные, и буксируемые гаубицы калибром 105 и 155 мм. В дивизионной артиллерии подразделения также были смешанными. Одновременно в США приступили к проектированию самоходных артиллерийских установок нового поколения. Если первые образцы, появившиеся в послевоенный период, обычно выполнялись на базе ходовых частей серийных танков и гусеничных бронетранспортеров, то теперь для подобной техники подготавливали специальное шасси высокой проходимости.
Это относилось и к 203,2-мм гаубице М110, опытный образец которой впервые демонстрировался в мае 1959 года под индексом Т236. В 1961 году после проведения войсковых испытаний и доводки машина была стандартизована под обозначением М110, а спустя год первые серийные самоходные гаубицы М110 начали поставляться в войска.
Как и самоходная пушка М107, самоходная гаубица М110 была изготовлена на универсальном шасси Т249 с пятью большими опорными катками на борт, без поддерживающих роликов и с расположенными впереди направляющими колесами. М110 можно было легко отличить от М107 по значительно более короткому и толстому орудийному стволу. Корпус самоходной гаубицы сварен из листов брони дифференцированной толщины и разделен перегородками на три отделения. Впереди и слева в особой башенке с люком и перископом для наблюдения за местностью размещается механик-водитель. Другой люк предусмотрен над моторно-трансмиссионным отделением, чтобы облегчить обслуживание силовой установки.
Над самим корпусом нет бронированной рубки или надстройки, поэтому расчет из пяти человек ничем не прикрыт от пуль и осколков, что, в принципе, не столь принципиально, учитывая дальность, с которой обычно вела огонь М110. В центре самоходки на тумбовом лафете типа М558 открыто смонтирована качающаяся часть полевой буксируемой гаубицы М1, снабженная стволом-моноблоком с навинтным казенником с поршневым затвором. Для облегчения и ускорения раздельного заряжания на М110 конструкторы внедрили подъемник и досылатель снарядов и зарядов, оборудованные приводами, которые действовали от единой гидравлической системы.
203-мм гаубица оснащена гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Гидравлические и ручные приводы входят в состав механизмов наведения орудия, которое может разворачиваться на угол ±30° относительно продольной оси машины. Максимальный угол возвышения ствола достигает 65°, как у полевой гаубицы, угол склонения составляет -2°. В возимый боекомплект входят выстрелы нескольких типов. Они обладают начальной скоростью 595 м/с и весят по 90,7 кг, что вынудило конструкторов механизировать процесс заряжания. Максимальная дальность стрельбы стандартным фугасным снарядом составляет 21300 м. В 1964 году для М110 был принят на вооружение снаряд М442 с ядерным боеприпасом W-33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 калибра и массой 110 кг.
Устойчивость М110 при ведении огня обеспечивается отключением подвески и двумя сошниками, откидывающимися на землю с помощью гидравлических приводов. Кроме того, в кормовой части машины имеется опускаемый бульдозерный нож, служащий для самоокапывания на огневой позиции.
В качестве силовой установки самоходная гаубица М110 оснащается двухтактным восьмицилиндровым дизелем жидкостного охлаждения с турбонаддувом 8V71T фирмы «Детройт дизель», который развивает мощность 299 кВт при 2300 об/мин и обеспечивает движение самоходки по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 56 км/ч. Для доставки боеприпасов к огневой позиции используется гусеничный грузовой транспортер М548 или транспортно-заряжающая машина М992.
Ходовая часть для нее позаимствована у 105-мм самоходной гаубицы М108 и имеет семь сравнительно небольших опорных катков на борт и ведущие колеса переднего расположения. В передней части М992 устроено отделение управления и поставлен кран, который перегружает в самоходку через верхний люк снаряды и полузаряды. Те и другие перевозятся в закрытом сверху и с боков кузове. Перед загрузкой у М992 открывается вверх задняя стенка кузова и выдвигается транспортер, на ленту которого поочередно укладываются боеприпасы. Внутри машины их с помощью штабель-укладчика распределяют по стеллажам в определенном порядке: впереди — снаряды, под ними у бортов — взрыватели, а в центральной и задней части кузова, на боковых стеллажах — переменные заряды. Помимо боеприпасов на вспомогательном транспорте перевозятся остальные восемь членов экипажа самоходной гаубицы М110.
Перед перевозкой М110 по воздуху машину демонтировали, и артиллерийскую часть загружали в грузовой отсек военно-транспортного самолета отдельно от ходовой.
САУ М110 способна преодолевать подъемы до 31°, рвы шириной 2,3 м, броды глубиной 1,2 м и вертикальные препятствия высотой до 1 м.
С 1968 г. в США приступили к созданию следующего поколения боевых машин и, одновременно, к обновлению уже состоявших на вооружении. Одной из первых решили усовершенствовать М110, поскольку, по мнению военных и разработчиков, это можно было сделать достаточно быстро с относительно небольшими затратами.
В декабре 1969 г. Управление перспективных военных исследований министерства обороны США утвердило задание на первый этап ее модернизации. Согласно заданию, предстояло увеличить дальность стрельбы и эффективность действия снарядов по целям, а также повысить надежность узлов и агрегатов.
Работы над усовершенствованием М110 привели к появлению модифицированной версии М110Е2, которая постепенно вытеснила из сухопутных войск армии США и корпуса морской пехоты как М110, так и М107. 203,2-мм гаубица, установленная на модели М110Е2, имела ствол, который был длиннее, чем у стандартной самоходной гаубицы М110, и доработанные механизмы заряжания. Модернизированная самоходка могла вести огонь любыми боеприпасами: фугасными, химическими, бинарными, ядерными и активно-реактивными.
В январе 1977 г. на вооружение приняли следующую модернизацию самоходной гаубицы — М110А1. Ее оборудовали новым стволом М210, длину которого увеличили на 2,4 м и, таким образом, довели до 40 калибров, в его канале проделали больше нарезов, нарастили размеры и объем зарядной каморы. В результате этих работ улучшились баллистические характеристики гаубицы, в том числе наибольшая дальность стрельбы обычными снарядами достигла 24300 м, а активно-реактивными и того больше — 29100 м. Доработкам снова подверглись механизмы, облегчавшие заряжание, и противооткатные устройства.
В боекомплекте М110А1 имелись фугасные, активно-реактивные, бинарные химические и ядерные боеприпасы, что заметно расширило ее боевые возможности. Однако военные не остановились на достигнутом, и в 1978 г. появилась модель М110А2. На стволе гаубицы смонтировали высокоэффективный двухкамерный дульный тормоз. Применение усиленных зарядов марки М188А1 позволило довести максимальную дальность стрельбы обычными снарядами до 24300 м. В 1981 году для М110А2 был разработан снаряд М753 с ядерным боеприпасом W-79 мощностью 2,2 кт, длиной 5,4 клб и массой 98 кг.
Расчет модернизированной самоходной гаубицы мог применять выстрелы нескольких типов. В их числе были осколочно-фугасные со снарядами М650Е2, кассетные, содержавшие по 195 осколочно-фугасных элементов М42, новые осколочно-фугасные выстрелы М711. При определенных условиях предусматривалось использование химических боеприпасов М736 и ядерных М753.
Заряжание гаубицы было картузным, которое американские специалисты находили более простым и дешевым (порох содержится в картузах — пакетах из специальной ткани, для воспламенения которых служат ударные, электрические или вытяжные трубки). Перед выстрелом в казенник досылали снаряд, за ним боевой заряд (число картузов определялось дальностью до цели), после чего казенник закрывался поршневым затвором. Затем в камору его грибовидного стержня вставляли одно из средств воспламенения. Естественно, при таком способе заряжания скорострельность оружия не столь высокая, как при применении унитарных выстрелов, у которых пороховой заряд находится в металлической гильзе.
Серьезную проблему представлял износ ствола: высокая начальная скорость снаряда приводила к тому, что приблизительно после 400 выстрелов ствол гаубицы подлежал замене, но эта процедура занимала не больше двух часов, а запасные стволы всегда были под рукой.
В ряде стран, например Великобритании и США, М110 всех модификаций сняты с вооружения и заменены самоходными системами залпового огня MLRS.
Серийное производство всех модификаций 203-мм самоходной гаубицы М110 завершено. Машины данного типа состоят на вооружении Бахрейна, Бельгии, Германии, Греции, Ирана, Израиля, Италии, Иордании, Испании, Пакистана, Республики Корея, Тайваня, Турции, Японии (производилась по лицензии). В большинстве случаев самоходные гаубицы М110 доводились до уровня М110А2.
FMC M110 1962 1.jpgFMC M110 1962 2.jpgFMC M110 1962 3.jpg