 |
Цитата:
[Министры иностранных дел стран НАТО, собравшись во вторник в Брюсселе на кризисный саммит, приняли решение об остановке деятельности совета НАТО-Россия. На время или навсегда – покажут дальнейшие события.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер на заключительной пресс-конференции, последовавшей по завершении брюссельского саммита, был краток. «До тех пор, пока российские войска практически оккупируют Грузию, я не вижу возможности для дальнейшей работы совета НАТО-Россия», – заявил он, – «Впрочем, мы не собираемся обрывать все возможности для общения с российскими властями».
Иными словами, все возвращается на круги своя: холодная война шлет привет из недалекого прошлого. Напомним, что совет НАТО-Россия был основан в мае 2002 года специально для развития отношений между Североатлантическим альянсом и страной-правопреемницей СССР. В рамках этого совета Россия теоретически получила право совещательного голоса в делах НАТО, за исключением внутренних вопросов Альянса, а также вопросов его расширения. Все остальное: борьба с терроризмом, конвенционное и ядерное вооружение, контроль за распространением ОМУ НАТО в рамках совета обязалось решать, считаясь с мнением российской стороны.
Система эта была шаткой и ненадежной. По большому счету, обе стороны все это время мало прислушивались к мнению друг друга. Россия развивала свои вооружения, НАТО воевало то в Косово, то в Конго, и особых советов высокие совещающиеся стороны друг у друга не спрашивали. Первую трещину «сотрудничество» дало даже не в момент провозглашения независимости Косово, как полагают многие. Первый реальный признак близкого краха совета появился в тот момент, когда США официально объявили о намерении разместить элементы своей ПРО в Польше и Чехии.
Здесь речь не шла ни о расширении НАТО, ни о внутреннем деле этой организации – речь шла о контроле за распространением ядерного оружия, то есть, о предмете, подлежащем обсуждению в рамках совета НАТО-Россия. Обсуждения не было. Совет не сработал. Далее система пошла вразнос и работать уже не могла. Провалившаяся попытка Джорджа Буша «по факту» протащить в НАТО Украину и Грузию, хотя и формально не подлежала обсуждению с Россией, так как касалась вопросов расширения Альянса, тем не менее, сыграла свою негативную роль. Едкие слухи о строительстве новой российской военной базы в Венесуэле, подкрепленные «военным шоппингом» Уго Чавеса в Москве, повысили напряженность разговора. Последний же клин был вбит «пятидневной войной» в Грузии.
Тут уж, как говаривал М.С.Горбачов, все увидели, «кто есть ху». С одной стороны, страны НАТО попросту отказались общаться в рамках совета с представителями России. С другой – российские военные на волне миротворческой операции, фактически оккупировавшие две трети Грузии, не торопились выводить свои подразделения из-под Тбилиси, из Зугдиди и ряда других, вполне грузинских мест. Сразу следует сделать оговорку: в данном случае речь вообще не идет о том, кто прав, а кто виноват. Гораздо более интересна конкретная ситуация на сегодняшний день, а кто герой, и кто злодей – вопрос, относящейся к эмоциональной сфере.
Ситуация же такова: на брюссельском саммите НАТО за сохранение связей с Россией выступил лишь один-единственный человек – министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Все остальные, включая шефа французского МИДа Кушнера, который является автором соглашения о прекращении огня, подписанного как Медведевым, так и Саакашвили, проголосовали за остановку работы пресловутого совета и за выработку жесткой позиции в отношении России.
Что касается Штайнмайера, увы, он даже не представляет официальную точку зрения своего правительства. Штайнмайер, бывший «серым кардиналом» Шредера и являющийся одним из основных разработчиков идеи стратегического партнерства между Россией и Германией, постоянно входит в жесткий клинч с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, которая является сторонницей сворачивания российско-немецких и российско-европейских отношений, как таковых. Она видит в прежнем и нынешнем руководстве Кремля людей, задавшихся целью возродить Советский Союз. К этой цели они, восточная немка, относится, мягко говоря, недоброжелательно.
А ведь именно канцлер Германии говорит за свою страну, а вовсе не министр иностранных дел. И даже Штайнмайер вместе со своим британским коллегой Дэвидом Милибэндом призвал Кремль немедленно начать вывод войск из Грузии. Если российское руководство хоть немного заинтересовано в диалоге, если оно не собралось начать открытое противостояние Западу, то ему придется прислушаться к призыву человека, знающего ситуацию в НАТО изнутри и настроенного по отношению к России дружественно. В данный момент НАТО просто ожидает сигнала о том, кто же, по большому счету, распоряжается в Кремле: военные или политики.
Итак, нет смысла удивляться тому, что вместо совета НАТО-Россия отныне начинает работать постоянная комиссия НАТО-Грузия. Та же Ангела Меркель во время своего воскресного визита в Тбилиси подчеркнула, что Альянс намерен принять в свои ряды Грузию и Украину. А ведь именно она не допустила вступления этих стран в НАТО на бухарестском саммите. Грузия уже сейчас является членом натовской программы «Партнерство во имя мира».
Впрочем, о реальных сроках вступления Грузии в НАТО говорить не приходится. Согласно уставу этой организации, ее членом не может быть страна, не контролирующая свою территорию целиком и полностью. И пока формально Абхазия и Южная Осетия остаются грузинскими территориями, членство в НАТО Грузии не светит. В качестве компенсации страны Альянса готовы предложить Грузии помощь в восстановлении разрушенной российскими войсками инфраструктуры – причем не просто помочь, а интенсивно: большими деньгами, сотнями специалистов.
Одна лишь Германия заявила о том, что выделит два миллиона евро немедленной помощи Грузии. В основном, эти деньги предназначены для обеспечения предметами первой необходимости грузинских беженцев. Их число, по оценкам независимых организаций, превышает 150 тыс. человек. Что же, уж чего-чего, а денег странам Альянса хватало всегда. Так что следует ожидать, что «разбомбленная в каменный век», как любят повторять российские «ястребы», Грузия очень быстро окажется восстановлена до довоенного уровня. Причем не только в гражданском, но и в военном смысле.
На самом деле эксперты-политологи, независимо от страны проживания и стороны конфликта, сходятся в одном: большой войны на Кавказе не может себе позволить никто. Россия, занимающая в регионе ключевые позиции и доказавшая это, тем не менее, не может рассчитывать на успешную военную операцию уже не против грузинских восьми тысяч резервистов на «современных» танках Т-72, а против НАТО. Причем не только по военным причинам, а и по политическим и по экономическим.
С другой стороны, НАТО по-прежнему чувствует себя на Кавказе весьма неуверенно. По-настоящему крепких опорных пунктов там нет ни у США, ни у Великобритании, да и попросту ни у кого. Так что и с этой стороны к боевым действиям готовности нет. А раз так – придется договариваться, придется идти на уступки. Поэтому воинственные позы, принимаемые множеством военных и гражданских руководителей с обеих сторон, – это не более чем позы – своеобразное начало торга за Кавказ.
|
 |