Показать сообщение отдельно
Старый 07.09.2008, 11:44      #1
Al 777
Модератор
 
Аватар для Al 777
По умолчанию Оружейная: Надводные корабли НАТО

Представленные корабли находятся или будут находится в составе флота. Выведенные из состава флота типы не рассматриваются.

Навигация в теме

Крейсера
Эсминцы
Фрегаты
Корветы
Сторожевики
Минные заградители
Тральщики
Ракетные катера
Патрульные катера
Десантные катера

Великобритания

Авианосцы

800px-HMS_Invincible_(R05).jpg

Корабли типа Invincible

Название Invincible
Бортовой номер R 05
Судостроитель Vickers Limited Shipbuilding Group
Дата закладки 20.07.1973
Дата спуска 03.05.1977
Введён в строй 11.07.1980
Выведен в резерв 03.08.2005
Исключён

Название Illustrious
Бортовой номер R 06
Судостроитель Swan Hunter and Wigham Richardson Ltd
Дата закладки 07.10.1976
Дата спуска 14.12.1978
Введён в строй 20.06.1982
Выведен в резерв
Исключён

Название Ark Royal
Бортовой номер R 07
Судостроитель Swan Hunter and Wigham Richardson Ltd
Дата закладки 14.12.1976
Дата спуска 04.06.1981
Введён в строй 01.11.1985
Выведен в резерв
Исключён

Легкие многоцелевые авианосцы типа Invincible — это первые в мире авианесущие корабли специально приспособленные для базирования самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) и первые в мире авианосцы с газотурбинной энергетической установкой.

Проектирование кораблей типа Invincible началось в 1962 г. Заказ на первый корабль серии — Invincible — был выдан фирме «Vickers» 17.04.1973 г., Illustrious заказали 14.05.1976 г., a Ark Royal — в декабре 1978 г. Invincible вошел в состав флота в 1980 г. За ним в 1982 г. и в конце 1985 г. были сданы флоту Illustrious и Ark Royal. Изначально, из политических соображений, эти корабли классифицировались как авианосцы ПЛО (ASW aircraft carriers). Однако, в ходе Фолклендского конфликта, Invincible обеспечивал ПВО группировки английских надводных кораблей, при помощи авиации оказывал поддержку десантном частям и наносил удары по береговым объектам. Так например, его авиагруппа в воздушных боях сбила 23 аргентинских самолета, не потеряв ни одной своей машины.

С окончанием «холодной войны» изменились требования НАТО к кораблям данного типа. В дополнение к многоцелевым СВВП-истребителям «Sea Harrier» FA.2 они получили СВВП «Harrier» GR.7 ВВС Великобритании, это позволило эффективно использовать авианосцы в специальных и десантных операциях. Кроме того, эти корабли стали использоваться в качестве платформы для командования Объединенных сил, для чего их оснастили усиленными системами связи, в том числе и спутниковой. Однако возможности совершенствования АВ типа Invincible ограничены из-за их сравнительно небольших габаритов. К тому же, срок службы этих кораблей заканчивается во втором десятилетии XXI века, когда они (ориентировочно в 2014 г.) будут заменены новыми авианосцами типа Queen Elizabeth.

Корабль имеет гладкопалубный корпус, с большой высотой надводного борта и увеличенным отношением ширины к осадке (4,3 против средних величин 2,9-3,2 м, принятых в ВМС Великобритании). Корпус имеет шесть палуб (в том числе и полетную). Ангар расположен на четвертой (сверху) палубе. По бортам ангара смонтированы две промежуточные (вторая и третья галерейные) палубы, в которых размещаются авиационные мастерские, шахты газоотводов и шахты подачи воздуха к ГТД. На ангарной палубе имеются вырезы в наружной обшивке корабля, в которых расположены катера. Главной особенностью конструкции ангара являются «висящие» продольные переборки (не опирающиеся на днище корабля). На пятой (главной) и шестой палубах находятся все жилые помещения экипажа, столовые, кают-компании и т. д. Пятая палуба, кроме полетной, единственная, по которой обеспечен сквозной проход по всему кораблю. Под шестой палубой, занимая два межпалубных пространства, расположены машинные отделения (МО), погреба боезапаса, цистерны авиационного топлива и топливные танки. Отсеки, расположенные по всей длине двойного дна и двойного борта, используются для хранения топлива. Как правило, по мере его расходования цистерны заполняются водой в целях сохранения остойчивости.

Островная, двухъярусная надстройка, необычно развитая в длину, как на «стандартных» авианосцах, расположена с правого борта. Ее большие размеры объясняются установленной на корабле газотурбинной установкой с обширными воздухоприемниками и газовыхлопными трактами. В надстройке размещены антенные посты РАС, ходовой мостик, посты управления авиацией (в том числе диспетчерский пост со средствами связи с летательными аппаратами), помещения снаряжения авиационного боезапаса, дежурного летного состава и противопожарного снаряжения, а также часть жилых помещений.

В качестве ГЭУ на Invincible использованы четыре газотурбинных двигателя (ГТД) «Olympus» ТМЗВ «Rolls-Royce» мощностью по 28 000 л. с. (20 600 кВт), скомпонованные в два автономных эшелона. Каждые два ГТД эшелона через редуктор и гидродинамические муфты, обеспечивают реверс (т. е. изменение хода с переднего на задний и наоборот), работая на один гребной вал с 5-лопастным ВФШ. Эшелоны, для повышения живучести и с целью разнести шахты подачи воздуха и газоотводов, разделены между собой водонепроницаемым отсеком, в котором размещаются мастерская с кладовой и расходная цистерна дизельного топлива. Все механизмы ГЭУ расположены таким образом, чтобы сместить центр тяжести корабля на 600 мм на левый борт, что частично позволяет компенсировать массу надстройки. МО с бортов защищены продольными переборками и отсеками, заполненными топливом и пресной водой. Для замены ГТД предусмотрены специальные шахты, соединяющие МО с ангаром. Так, например, в период перехода Invincible к Фолклендским островам, в течение пяти суток на ходу, через эти шахты удалось заменить один из ГТД, выработавший свой ресурс. Основным дефектом пропульсивной установки Invincible являлась значительная вибрация на скоростях свыше 21 уз. Этот недостаток был устранен в процессе его модернизации, а на остальных кораблях — во время достройки. ЭЭУ состоит из восьми ДГ «Paxman-Valenta» 16-RPM 200A мощностью по 1750 кВт производства «General Electric». Шесть ДГ размещены в МО в звукоизолирующих пожаростойких модулях, а два ДГ, для повышения живучести ЭЭУ — в разнесенных по длине корабля отсеках.

При разработке проекта корабля большое внимание было уделено выбору оптимальных обводов его корпуса. Обращает на себя внимание их несимметричность, с большим развалом левого борта корпуса в надводной части. Это также было сделано для компенсации кренящего момента на правый борт, вызванного размещением на нем развитой и тяжелой надстройки. Для уменьшения качки авианосца на волнении, с целью использования ЛА в штормовых условиях, установлены скуловые кили и две пары управляемых неубирающихся бортовых рулей, приводы которых размещены в носовом и кормовом МО. Корабль приспособлен для действий в условиях применения ОМП. На его корпусе нет иллюминаторов, в системе вентиляции используются автоматические захлопки, имеются система водной защиты и посты дезактивации. Все внутрикорабельные помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.

АВ обладает хорошими мореходными качествами и способен использовать летательные аппараты авиагруппы при волнении моря до семи баллов. Диаметр циркуляции на 28-узловом ходу составляет около четырех длин корпуса. Минимальная скорость, при которой корабль слушается руля при траверзном ветре составляет 6-7 уз. Все основные механизмы и оборудование авианосца смонтированы на рамах, имеющих резино-металлические амортизаторы. Для снижения кавитационного шума на входящие кромки лопастей ВФШ подается воздух — система PRAIRIE. Корабль оборудован также системой подачи воздуха под днище корпуса «Masker».

Полетная палуба размещена параллельно ДП корабля и заканчивается трамплином с углом схода 12° (у Illustrious 13°). Размещенный под полетной палубой ангар занимает три междупалубных пространства, т. е. имеет высоту около 7,6 м. В оконечностях ангар имеет расширения. По длине ангар, в целях локализации возможных очагов пожара, подразделяется двумя огнестойкими шторами на три части. В нормальных условиях они убираются к подволоку. Сообщалось, что время их опускания — 30 сек с момента подачи сигнала.

Для подъема летательных аппаратов из ангара на полетную палубу и опускания их обратно первоначально были установлены два палубных самолетоподъемника оригинальной конструкции, разработанные фирмой «McTaggart», расположенные в носовой и кормовой частях ангара. В отличие от традиционно применяемых на АВ цепных подъемников с электроприводами, впервые были использованы самолетоподъемники с гидравлическими приводами, имевшие в два раза меньшую массу и допускавшие поперечную подачу аппаратов на грузовую платформу. Принцип работы механизмов подъемника состоял в следующем: четыре гидравлических плунжера, размещенных в цилиндрах, под давлением подаваемой электронасосами гидросмеси перемещали нижние концы V-образных стоек по специально профилированным направляющим. При этом верхние их концы, на которые опирается грузовая платформа, передвигались строго по вертикали. В верхнем положении она являлась частью полетной палубы. В процессе эксплуатации работа этих самолетоподъемников вызывала многочисленные нарекания из-за частых заклиниваний и перекосов, поэтому в процессе текущих ремонтов и модернизаций они были заменены самолетоподъемниками фирмы «Strachan & Henshaw» с цепной передачей. Корабль способен в течение минуты поднять в воздух четыре СВВП или шесть вертолетов. Причем, когда в состав авиагруппы входят девять вертолетов, то он в течение двух суток может обеспечивать непрерывные действия в воздухе трех из них.

Invincible вступил в строй с трамплином, имеющим угол схода 7° (максимум того, что допускали углы обстрела ПУ ЗРК «Sea Dart») и без ЗАК. После англо-аргентинского конфликта на нем разместили два ЗАК «Vulcan-Phalanx». Illustrious и Ark Royal изначально имели на вооружении ЗАК «Vulcan-Phalanx» (соответственно две и три установки). При этом трамплин у Illustrious имел угол схода 7°, а у Ark Royal — 12° (за счет предполагавшегося смещения в корму ПУ ЗРК «Sea Dart»). Ark Royal построили как штабной корабль, и он имеет дополнительные помещения для штаба флота (на 120 человек). На нем ЗРК «Sea Dart» так и не устанавливался. С 24.04.1986 г. по январь 1989 г. Invincible прошел ремонт и модернизацию. В процессе проведения работ увеличили размеры ангара (с целью обеспечить возможность базирования 21 летательного аппарата, в том числе СВВП FA-2 «Sea Harrier II», вертолетов типов HAS-6 «Sea King» и AEW-2 «Sea King»), емкость погребов боезапаса, цистерн авиационного топлива (за счет запасов топлива для ГЭУ самого корабля) и до 12° угол схода трамплина.

Кроме того, частично заменили состав РТВ и ЗАК «Vulcan-Phalanx» — на ЗАК «Goalkeeper», а в носовой части ангара смонтировали жилые помещения, в которых на короткий срок могут размещаться 960 морских пехотинцев. С июня 1991 г. по февраль 1994. подобную модернизацию провели на Illustrious. Причем основные АП системы SATCOM у него разместили на спонсонах грот-мачты. На грот-мачте также смонтировали АП новейшей станции постановки активных помех тип UAF. Кроме того, до 13° увеличили угол схода трамплина. В 1999-2001 гг. ремонт и модернизацию стоимостью 165 млн. долларов США прошел Ark Royal. На нем увеличили прочность полетной палубы и ангара, емкость цистерн авиатоплива, модернизировали посты управления, системы внутрикорабельной связи, расширили центр управления полетами летательными аппаратами. Из-за экономии средств, не была выполнена замена 20-мм ЗАК «Vulcan-Phalanx» Mk 15 — на ЗАК «Goalkeeper». После модернизации Ark Royal стал способен принимать летательные аппараты четырех типов: СВВП-штурмовики FA-2 «Sea Harrier II»; СВВП - истребители GR.7 «Harrier II», вертолеты ПЛО НМ-1 «Merlin» и вертолеты ДРЛО AEW-2 «Sea King». Корабль вошел в строй в середине 2002 г.

Характеристики

Количество самолётоподъёмников
2
Запас авиационного топлива, т
1 000
Водоизмещение полное, т
20 710
Водоизмещение стандартное, т
16 970
Длина корпуса, м
210
Ширина корпуса, м
36
Осадка корпуса, м
6,5
Длина полётной палубы, м
167,8
Ширина полётной палубы, м
13,5
Экипаж, чел. ( в т.ч. офицеры)
625 (60)
Авиагруппа, чел. ( в т.ч. офицеры)
286 (80)
Скорость хода полная, уз
28
Скорость хода экономичная, уз
18
Дальность плавания экономичная, миль
7 000
Тип движителей
гребные винты фиксированного шага

БИУС
ADIMP
Комплексы средств обмена информацией
Links-10, Links-11, Links-14, Links-16
Комплекс спутниковой связи
SCOT-2C или SCOT-2D
РЛС обнаружения ВЦ и НЦ
тип 996 + тип 1022
РЛС навигационная 2 х
тип 1007
СУО/СУАО
ЗРК-GWC30 mod.2 в обеспечении РЛС тип 909, ЗАК Goalkeeper - 3 х IRSAN, ЗАК Vulcan-Phalanx - 3 х Mk-90
Система РТР
UAT, UAD/UAK
Средства РЭБ активные
тип 675
Средства РЭБ пассивные
DLJ (2) (8 х 6 - 130-мм)
ГАС тип
2016 (подкильная) + тип 185 (ЗПС)
Система противоторпедной защиты
тип 182

Вооружение

авиагруппа

Тип ЛА СВВП
Модель FA-2 Sea Harrier II
Количество 6
Примечания

Тип ЛА СВВП
Модель GR-7 Harrier
Количество 4
Примечания

Тип ЛА вертолёты
Модель HAS-6 Sea King
Количество 7
Примечания ПЛО

Тип ЛА вертолёты
Модель AEW-2 Sea King
Количество 3
Примечания ДРЛО

Тип ЛА вертолёты
Модель HС-4 Sea King
Количество 2
Примечания транспортные

артиллерия

Тип ЗАК
Модель Goalkeeper (на R 05 и R 06)
Калибр, мм 30-мм
Количество 3
Стволов 6

Тип ЗАК
Модель Vulcan-Phalanx Mk-15 Blok 0 (на R 07)
Калибр, мм 20-мм
Количество 3
Стволов 6

Тип ЗАК
Модель Oerlikon/BMARG
Калибр, мм 20-мм
Количество 2
Стволов 1

ракетное вооружение

Тип
ЗРК
Модель Sea Dart
Количество ПУ 1
Количество направляющих 2
Модель ПУ Mk.30 mod.2

Двигатель

Вид ЭУ ГЭУ
Тип ЭУ ГТД
Модель Olympus
Количество 4
Мощность суммарная, л.с. 97 200

Вид ЭУ ИТ ЭЭС
Тип ЭУ ДГ
Модель Paxman-Valenta 16-RPM 200 A по 1750 кВт
Количество 8
Мощность суммарная, л.с.

Вид ЭУ Движители
Тип ЭУ ВФШ
Модель
Количество 2
Мощность суммарная, л.с

1.jpg2.jpg3.jpg
4.jpg5.jpg
__________________
Не тяните за хвост, если не известно точно, что на другом конце. - Правило Челлиса (закон Мэрфи).

Последний раз редактировалось Al 777; 29.05.2009 в 08:37.
Al 777 вне форума Пол: Мужчина   Ответить с цитированием Вверх
Благодарности: 3
AndyK (17.10.2008), Mess (08.09.2008), Orn Afion (08.09.2008)