США
Авианосцы
800px-Enterprise_Cruising.JPG
Корабли типа Enterprise
Название Enterprise
Бортовой номер CVAN / CVN-65
Судостроитель Newport News Shipbuilding & Drydock Co.
Дата закладки 04.02.1958
Дата спуска 24.09.1960
Введён в строй 25.11.1961
Выведен в резерв планируется в 2015
Исключён
Является первым в мире атомным АВ. Корабль заказан в рамках программы 1958 финансового года. Стоимость его постройки без учета активных зон составила 451,3 млн. долларов США по курсу 1960 г. (в том числе АЭУ 112,4 млн. долларов, из них 8,17 млн. долларов ГТЗА, конденсаторы и вспомогательные механизмы). Enterprise создавался на базе АВ пр. SCB-80M и пр. SCB-127A/B с сохранением принятой для них схемы конструктивной защиты. По общей конструкции корпуса, общесудовых устройств и систем, а также составу и характеру авиационно-технических средств корабль являлся развитием АВ Kitty Hawk. Он имеет несколько продольных броневых переборок, доходящих до ангарной палубы, суммарной толщиной от 135 до 150 мм. Общая глубина ПТЗ в средней части корабля достигает шести метров. Погреба боезапаса, АЭУ, отсеки со вспомогательными механизмами, а также боевые посты защищены кевларовой броней (которая в процессе модернизации заменила легкое противоосколочное бронирование). Броневую защиту также имеет полетная палуба.
Стремление сохранить глубину ПТЗ такой же как и у Kitty Hawk, заставило значительно увеличить размеры корабля по сравнению с этим АВ. Дело в том, что восемь ВВР A2W и их громоздкие парогенераторы сгруппировали в два эшелона, а для того, чтобы сохранить требуемую глубину ПТЗ пришлось увеличить ширину корпуса корабля, и соответственно, его длину — для сохранения полной скорости хода не менее 33 уз. Это был редчайший случай в военном кораблестроении США, когда доводы инженеров доминировали над военной целесообразностью. В данном случае «соглашательская» позиция руководства ВМС вполне себя оправдала. В отсеки ПТЗ Enterprise был вынужден принимать значительное количество забортной воды. В процессе модернизации часть этих отсеков приспособили для хранения авиационного топлива или топлива, предназначенного для передачи на другие корабли АУГ.
Благодаря отсутствию дымоходов и воздухоприемных шахт котельных вентиляторов, удалось значительным образом уменьшить размеры «острова» корабля. Его архитектура стала традиционной для всех атомных АВ ВМС США. Enterprise вступил в строй с РЛС обнаружения ВЦ AN/SPS-32 и РАС сопровождения ВЦ AN/SPS-33 ФАР (горизонтальный и вертикальный АП) которых располагались на боковых стенках надстройки. Из-за высоких стоимости и сложности эксплуатации РЛС впоследствии демонтировали (подобное конструктивное решение спустя 40 лет было воспроизведено на АВ George H. W. Bush).
ГЭУ размещена в четырех эшелонах. Каждый из восьми ВВР типа A2W имеет по четыре парогенератора и обслуживается тремя электронасосами мощностью по 800 кВт (один из них резервный). Масса АЭУ составляет 11 000 т. Численность личного состава электромеханической БЧ - 800 чел. (из них 75 чел. в дивизионе управления реакторами). Первые активные зоны позволили АВ за три года до первой смены зон (длилась вместе с ремонтом с ноября 1964 г. по июль 1965 г.) пройти более 207 000 миль. Вторые активные зоны обеспечили прохождение более 300 000 миль, после чего с октября 1969 г. по январь 1971 г. корабль вновь находился в ремонте, во время которого вторично сменили активные зоны. Новые зоны (стоимостью 80 млн. долл.) имеют срок службы 10-13 лет. Такие же зоны эксплуатируются кораблем и в настоящее время. Гребные винты пятилопастные.
АВ может принимать топливо для передачи кораблям охранения. Запасы авиационного топлива (9,38 млн. литров, не считая 363 300 литров авиационного бензина) обеспечивают полеты авиагруппы в течение 12 суток. Мореходность по использованию авиации составляет восемь баллов, поэтому в северной части Тихого океана корабль может использовать авиацию в течение 90% времени года.
На момент вступления в строй Enterprise не имел зенитного вооружения. Оборонительное вооружение по проекту должно было включать две ПУ ЗРК «Terrier». Однако последние так и не были установлены, и корабль вступил в строй вообще без собственного вооружения. Отчасти это объяснялось желанием немного компенсировать и без того очень высокую стоимость постройки АВ, но основная причина заключалась в тогдашней концепции, согласно которой оборона авианосца возлагалась на его авиацию. В 1967 г. на корабле установили две ПУ Мк 25 ЗРК «Sea Sparrow», а в 1979-82 гг. — три АУ «Vulcan-Phalanx».
В 1979-82 гг. АВ прошел ремонт и модернизацию по программе SLEP («Service Life Extention Program»). В ходе проведения работ (помимо размещения трех 20-мм АУ «Vulcan-Phalanx») с него сняли РЛС AN/ SPS-32 и AN/SPS-33, которые заменили «стандартными» РЛС SPS-48C (затем ее модифицировали в РАС SPS-48E), SPS-49 (затем ее модифицировали в SPS-49(V)5), SPS-65 и SPS-10B («остров» принял примерно такую же форму, как и у АВ типа Nimitz), установили ПУ системы постановки активных помех SRBOC. В 1991-94 гг. Enterprise модернизировали по программе SRA, которая связана с заменой активной зоны реакторов. Предполагается, что корабль будет оставаться в строю до 2013 г.
После ввода в строй вошёл в состав Атлантического флота (ВМБ Норфолк). В первое 3-мес. плавание ушел на Средиземноморье (03.08.-11.10.1962). Во время «Карибского кризиса» участвовал в блокаде Кубы (19.10.-06.12.1962). Очередной поход на Средиземное море (06.02-04.09.1963). Участвовал в операция «Sea Orbit»-кругосветное плавание совместно с атомным КР «Long Beach» и атомным ЭМ «Bainbridge» по маршруту Гибралтар - м. Доброй Надежды - м. Горн - Норфолк (31.07.-03.10.1964). За 65 дней корабли прошли 30 565 миль без заходов в порты. Авиакрыло за время похода совершило более 1000 взлетов и посадок. Ремонт и перезарядка активной зоны реакторов (11.1964 - 07.1965). Перешел на Тихий океан (11.1965) и с 02.12.1965 принимал активное участие в боевых действиях во Вьетнаме, совершив в 1965-1968 гг. 3 похода на ТВД с авиагруппой СVW-9. Во время 3-го похода (03.01-18.07.1968) временно возглавил оперативное соединение в Японском море в связи с возможным возникновением военного конфликта из-за захвата Сев. Кореей американского разведывательного судна «Пуэбло» (01.1968). 14.01.1969, во время 4-го похода к берегам Вьетнама, в р-не Гавайских о-вов на палубе «Энтерпрайза» произошел самопроизвольный пуск НУРС «Zuni», вызвавший сильный пожар и детонацию бомб у находившихся на палубе самолетов (погибло 27 чел., ранено 344 чел., сгорело 15 сам.). 02.07.1969 АВ вернулся в США. Ремонт и перезарядка активной зоны реакторов (10.1969 - 01.1971). Еще 3 похода к берегам Вьетнама (11.01.1971 - 12.02.1972; 12.09.1972 - 12.06.1973; 17.09.1974 - 20.05.1975), помощь в эвакуации из Сайгона американских граждан и южновьетнамской администрации. В 02.1974 оказывал помощь населению о. Маврикий, пострадавшему от мощного циклона. Переклассифицирован в СVN-65 (30.06.1975). В 2.1976 патрулировал у восточного побережья Африки во время конфликта между Кенией и Угандой. В 1976 - 1978 гг. совершил 2 похода в Юго-Восточную Азию. Модернизация на Puget Sound Naval Shipyard (01.1979-03.1982). Еще 3 похода к берегам Южной Азии (1982 - 1985), в 04.1986 перешел через Суэцкий канал из Индийского океана в Средиземное море. 18.04.1988 штурмовики А-6Е с «Энтерпрайза» нанесли удары по иранским буровым платформам в Персидском заливе и кораблям ВМС Ирана, в результате чего ФР «Sahand» (английской постройки, тип Vosper Mark V) был потоплен, а ФР «Sabalan» (однотипный) тяжело поврежден. Совершил кругосветное плавание из Сан-Диего в Норфолк (17.09.1989-16.03.1990), в ходе которого в 12.1989 нес патрульную службу у берегов Филиппин в связи с внутриполитическим кризисом в этой стране. Ремонт и модернизация по программе SLЕР в Ньюпорт-Ньюс (01.1991 - 09.1994). 15-я кампания: маневры в Карибском море, поход в Средиземное, Красное и Аравийское моря (28.06.-20.12.1996), действия против Ирака и сербов в Боснии. Модернизация на Newport News Shipbuilding по программе SRА (01.-07.1997). В ходе следующего похода с авиагруппой СVW-3 в Персидский залив (06.11.1998 - 06.05.1999) принимал участие в операции «Desert Fox», направленной против военных объектов Ирака. В ее ходе самолеты 3-го корабельного авиакрыла (CVW 3) сбросили на позиции иракцев около 313 т боеприпасов. После окончания операции был передислоцирован в район Адриатического моря (04.1999), для участия в возможных боевых действиях в Косове, однако этого не потребовалось, и корабль возвратился в Индийский океан. В 2001-2006 гг. совершил три похода в Средиземноморье, Аравийское море и Персидский залив (25.04.2001 - 10.11.2001; 02.10.2003 - 29.02.2004; 02.05.2006 - 18.11.2006): участвовал в операциях «Southern Watch» и «Enduring Freedom»; участвовал в учениях «Sea Saber» и операциях «Iraqi Freedom», «Enduring Freedom»; оказывал воздушную поддержку наземным войскам, осуществляющим операции в Афганистане и Ираке. 07.07.2007 г. ушёл в Персидский залив.
Характеристики
Количество самолётоподъёмников
4
Количество и тип катапульт
4 х С-13 mod1
Запас авиационного топлива, т
8500
Водоизмещение полное, т
93 970
Водоизмещение стандартное, т
81 600
Длина корпуса, м
252,3
Ширина корпуса, м
34,83
Осадка корпуса, м
8,66
Длина полётной палубы, м
244,6
Ширина полётной палубы, м
26,2
Длина ангара, м
166,4
Ширина ангара, м
19,2
Высота ангара, м
5,25
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры)
3125 (171)
Авиагруппа, чел. (в т.ч. офицеры)
2480 (356)
Штаб, чел. (в т.ч. офицеры)
70 (25)
Подразделение морской пехоты, чел. (в т.ч. офицеры)
70 (2)
Скорость хода полная, уз
32
Скорость хода экономичная, уз
20
Дальность плавания экономичная, миль
800 000-1 000 000 без перезарядки активных зон реактора
Тип движителей
гребные винты фиксированного шага
БИУС
NTDS, ASCAC и TFCC
Комплексы средств обмена информацией
Linx-4A, Linx-11, Linx-14, Linx-16
Комплекс спутниковой связи
GSCS (M) SATCOM
РЛC обеспечения полётов авиации
SPN-41, SPN-43C, 2 × SPN-46
РЛС обнаружения ВЦ и НЦ
SPS-49(V)5, SPS-48C
РЛС обнаружения НЦ
SPS-67(V)1
РЛС навигационная
Furuno-900+SPS-64(V)9
Навигационный комплекс системы
TACAN URN-25
СУО/СУАО
ЗРК – 6 х Mk-91 в обеспечении РЛС Мк-95/ ЗАК – 3 х Mk-90
Средства РЭБ активные
SLQ-32(V)4
Средства РЭБ пассивные
SRBOC Mk-36 (8 × 6-1 30-мм Mk-137)
Система противоторпедной защиты
SLQ-25A Nixie
Вооружение
авиагруппа
Тип ЛА истребители
Модель F-14A Tomcat
Количество 24
Примечания
Тип ЛА истребители-штурмовики
Модель F/A-18C Hornet
Количество 36
Примечания
Тип ЛА самолёты РЭБ
Модель ЕА-6В Prowler
Количество 4
Примечания
Тип ЛА самолёты ДРЛО
Модель Е-2С Hawkeye
Количество 4
Примечания
Тип ЛА самолёты ПЛО
Модель S-3B Viking
Количество 8
Примечания
Тип ЛА самолёты-заправщики
Модель ЕS-3B
Количество 2
Примечания
Тип ЛА вертолёты
Модель SH-60F/HH-60H Seahawk
Количество 5
Примечания
артиллерия
Тип ЗАК
Модель Vulcan-Phalanx Mk-15 Blok 0
Калибр, мм 20-мм
Количество 3
Стволов 6
ракетное вооружение
Тип ЗРК
Модель Sea Sparrow
Количество ПУ 3
Количество направляющих 8
Модель ПУ Mk29
Двигатель
Вид ЭУ ГЭУ
Тип ЭУ АЭУ (с ВВР)
Модель Westinghouse А2W
Количество 8
Мощность суммарная, л.с.
Вид ЭУ ПТУ
Тип ЭУ ГТЗА
Модель Westinghouse
Количество 4
Мощность суммарная, л.с. 280 000
Вид ЭУ ИТ ЭЭС
Тип ЭУ ТГ
Модель
Количество 16
Мощность суммарная, кВт 40 000
Вид ЭУ ИТ ЭЭС
Тип ЭУ ДГ
Модель
Количество 4
Мощность суммарная, кВт 8 000
Вид ЭУ Движители
Тип ЭУ ВФШ
Модель
Количество 4
Мощность суммарная, л.с
2.jpg3.jpg1.jpg