Англия
Перспективные авианосцы
i-01_queen_elizabeth.jpg
Корабли типа Queen Elizabeth
В изданном МО Великобритании в 1998 г. «Плане стратегической обороны» («Strategic Defence Review») предусматривалось выделение ассигнований в сумме 2,2 млрд. ф. ст. (3,6 млрд. дол.) на строительство двух авианосцев водоизмещением 50 000—40 000 т с вводом их в строй, в период с 2012 г. по 2015 г.
Предполагается, что эти корабли заменят состоящие на вооружении кораблей типа Invincible. Так же разрабатывались планы создания нового авиационного вооружения, превосходящего по своим характеристикам существующие самолеты типов «Sea Harrier».
К новому авианосцу предъявляются, по существу, стандартные для этого класса кораблей требования: — возможность развертывания самолетов в любое время и максимизация времени нахождения корабля в состоянии боеготовности; — приемлемые параметры по критерию «стоимость-эффективность»; — высокий уровень конструктивной защиты и эффективность средств самообороны; — возможность участия в совместных (с армейской авиацией) воздушных операциях и интеграция с другими средствами ведения боевых действий на ТВД.
Для максимизации уровня боеготовности планируется перейти от обычного эксплуатационного цикла, для которого характерными являются редкие, но продолжительные периоды капитальных ремонтов, к обслуживанию корабля в соответствии с его состоянием и с упором на обеспечение надежности оборудования. Это будет означать, что корабль меньше времени будет находиться в доке (максимум шесть месяцев), давая гарантию, что по крайней мере один из двух АВ будет всегда находиться в боеготовом состоянии. Критическим фактором, определяющим стоимость жизненного цикла корабля, является уровень автоматизации. Предполагается, что на новом авианосце удастся обеспечить ту же численность личного состава (1200 чел., включая персонал авиагруппы), что и на кораблях типа Invincible. Жизненный цикл Queen Elizabeth определен в 50 лет.
Программа создания нового авианосца ведется под эгидой, как ВМС, так и Управления оборонных закупок Великобритании DPA («Defence Procurement Agency»). В 1998 г. была сформирована группа проектантов, в которую входили специалисты указанных ведомств, а также Научно-исследовательского управления МО DERA («Defence Evaluation and Research Agency») и, кроме того, представители пяти фирм — потенциальных подрядчиков («Boeing», «British Aerospace», «Lockheed Martin», «Marconi Marine Ltd» и «Thomson-CSF»). В январе 1999 г. упомянутые фирмы, а также фирма «Raytheon Systems» получили приглашение к участию в тендере на проведение четырехлетнего этапа оценок (CVF «Assessment Phase»). В конце 1999 г. Управление DPA планировало выдать фирмам-конкурентам три параллельных контракта начальной стоимостью по 5 млн. долларов США каждый. Тендер на строительство двух АВ стандартным водоизмещением по 40 000 т МО Великобритании объявило в январе 1999 г. Приглашение на участие в нем получили британские фирмы «British Aerospace Defence Systems» и «Marconi Electronic Systems», американские «Boeing», «Lockheed Martin» и «Raytheon», а также французская «Thomson CSF». Управлением DPA было принято решение о том, что новые корабли будут строиться и оснащаться в Великобритании, хотя допускалось, что может потребоваться и опыт зарубежных специалистов.
Окончание этапа предварительных оценок было запланировано на конец 2003 г. В 2004 г. предполагалось выдать контракт на проведение дальнейших работ единственному главному подрядчику. В настоящее время работы ведутся двумя группами компаний, головными в которых являются фирмы «Thales» и «ВАЕ Systems». Первоначально предполагалось, что CVF будет приспособлен для операций как с СВВП так и с самолетами обычной схемы. Однако уже после первой стадии конкурсного проектирования от этого требования отказались. В настоящее время каждая из групп разрабатывает проект АВ в двух вариантах: STOBAR — гибридный с укороченным взлетом и посадкой на аэрофинишер и STOVL — с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер.
Характерная черта обводов корпуса — носовая оконечность бульбообразной формы с острыми обводами в районе КВЛ. Авианосец будет иметь угловую полетную палубу. Он проектируется на основе технологии «Stealth». В частности, принимаются меры по уменьшению уровней вторичного радиолокационного поля. При этом фирма «Thales» предлагает разбить «остров» на две малые надстройки, смещенные в нос соответственно от носового и кормового лифтов. Центр управления полетами будет находиться в кормовой надстройке. Проектная группа «ВАЕ Systems» предлагает более традиционное решение «острова» с размещением АП РЛС на специальной мачте, расположенной в корму от надстройки. В обоих вариантах проекта корабль сможет использовать авиацию при волнении моря до б баллов включительно. Во всех случаях, надстройки будут изготавливаться из композитных радиопоглощающих материалов.
В соответствии с требованиями, новый авианосец должен иметь скорость хода 28 уз. В качестве ГЭУ выбрана интегрированная электроэнергетическая система. Большинство элементов ЭЭС уже поставляется: распределительный щит постоянного и переменного тока, ГТГ переменного тока на основе ГТУ WR-21, использующей рекуперативный теплообменник и промежуточное охлаждение между ступенями компрессора, что существенно улучшает тепловую защиту корабля. В качестве движителей рассматриваются двигательно-движительные установки (поворотные колонки) системы AZIPOD («podded propulsors»), включающие капсулированный электродвигатель и гребной винт. Эта установка отличается компактной конструкцией, удобством размещения, повышенным КПД, низкой шумностью. В качестве электродвигателей в ней используются синхронные двигатели на постоянных магнитах с преобразователями на туннельных диодах IGBT PWM и встроенными средствами виброизоляции. Прорабатывается возможность использования асинхронных двигателей с высокой плотностью энергии.
По варианту STOBAR АВ будет иметь взлетную рампу (трамплин) и аэрофинишер, а по варианту STOVL — две катапульты и аэрофинишер. Рассматривались варианты традиционной паровой и перспективной электромагнитной катапульт. В настоящее время предпочтение отдано американской паровой катапульте С-13-2. Первоначально предполагалось, что для уменьшения уровней вторичного радиолокационного поля, АВ вновь получит палубные самолетоподъемники. Однако, уже на второй стадии конкурсного проектирования, обе команды вернулись к бортовым самолетоподъемникам. При этом фирма «Thales» предлагает установить только два самолетоподъемника, но рассчитанных на два летательных аппарата каждый, «ВАЕ Systems» предлагает установить три обычных самолетоподъемника.
При планируемом составе авиационной группы из 40 летательных аппаратов, корабль предполагается оптимизировать для обеспечение максимального числа 150 самолетовылетов в сутки (около 12 каждые два часа). Этот фактор считается основным при выборе типа летательных аппаратов. В кризисных ситуациях авиагруппа может быть увеличена до 50 истребителей и четырех самолетов ДРЛО.
Наиболее важным считается, обеспечение требуемой эффективности в рамках приемлемой стоимости (около 740 млн. долларов США за каждые два самолета). Новые подходы для выполнения этого требования включают концепцию «pit-stop» — обслуживать при заправке и перевооружении, а также рациональное обеспечение эксплуатации. Последнее предусматривает автоматическую передачу на корабль информации о состоянии самолета с тем, чтобы персонал мог идентифицировать характер повреждения или отказа и обеспечить замену оборудования непосредственно в боевых условиях. Особо внимание уделено автоматизации обслуживания летательных аппаратов.
В качеств РЛС рассматривается возможность установки многофункциональной систем «Sampson» с активными ФАР, имеющей дальность обнаружения ВЦ свыше 400 км. Адаптивная система обработки сигналов позволяет оптимизировать характеристики обнаружения и электромагнитную защищенность РЛС.
Раскрой стали для корпуса головного АВ начнется в 2008 г., планируемый срок ввод его в строй — апрель 2014 г. Второй АВ должен войти в состав ВМС в 2016 г.
Характеристики
Водоизмещение полное, т
50 000
Водоизмещение стандартное, т
20 000
Длина корпуса, м
300
Ширина корпуса, м
70
Длина полётной палубы, м
260-290
Ширина полётной палубы, м
70
Скорость хода полная, уз
28
Скорость хода экономичная, уз
18
БИУС
FIWS
Вооружение
авиагруппа
Тип ЛА СВВП
Модель F-35JSF
Количество 24
Примечания
Тип ЛА СВВП
Модель MV-22 Osprey
Количество 12-16
Примечания
Тип ЛА самолёты
Модель E-2C Hawkeay
Количество 2-4
Примечания ДРЛО
Тип ЛА вертолёты
Модель
Количество 2-6
Примечания
Торпедное оружие
Тип ТА
Модель
Калибр, мм
Количество
Стволов
Двигатель
Вид ЭУ ГЭУ
Тип ЭУ ГТГ
Модель WR-21
Количество 4
Мощность суммарная, л.с. 100 000
Вид ЭУ Движители
Тип ЭУ колонки
Модель AZIPOD
Количество 2
Мощность суммарная, л.с
i-01_queen_elizabeth 1.jpgi-01_queen_elizabeth 2.jpgi-01_queen_elizabeth 3.jpg