США
Эсминцы
USS_Arleigh_Burke_Mediterranean.jpg
Корабли типа Arleigh Burke
Название Arleigh Burke
Бортовой номер DDG 51
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 06.12.1988
Дата спуска 16.09.1989
Введён в строй 04.07.1991
Выведен в резерв
Исключён
Название Barry (6. John Barry)
Бортовой номер DDG 52
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 26.02.1990
Дата спуска 10.05.1991
Введён в строй 12.12.1992
Выведен в резерв
Исключён
Название Athabaskan
Бортовой номер DDH282
Судостроитель Davie Shipbuilding, Lauzon
Дата закладки 01.06.1969
Дата спуска 27.11.1970
Введён в строй 30.11.1972
Выведен в резерв
Исключён
Название John Paul Jones
Бортовой номер DDG 53
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 08.08.1990
Дата спуска 26.10.1991
Введён в строй 18.12.1993
Выведен в резерв
Исключён
Название Curtis Wilbur
Бортовой номер DDG 54
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 12.03.1991
Дата спуска 16.05.1992
Введён в строй 12.03.1994
Выведен в резерв
Исключён
Название Stout
Бортовой номер DDG 55
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 08.08.1991
Дата спуска 16.10.1992
Введён в строй 13.08.1994
Выведен в резерв
Исключён
Название John S. Mc Cain
Бортовой номер DDG 56
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 03.09.1991
Дата спуска 26.09.1992
Введён в строй 02.07.1994
Выведен в резерв
Исключён
Название Mitscher
Бортовой номер DDG 57
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 12.02.1992
Дата спуска 07.05.1993
Введён в строй 10.12.1994
Выведен в резерв
Исключён
Название Laboon
Бортовой номер DDG 58
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 23.03.1992
Дата спуска 20.02.1993
Введён в строй 18.03.1995
Выведен в резерв
Исключён
Название Russell
Бортовой номер DDG 59
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 24.07.1992
Дата спуска 20.10.1993
Введён в строй 20.05.1995
Выведен в резерв
Исключён
Название Paul Hamilton
Бортовой номер DDG 60
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 24.08.1992
Дата спуска 24.07.1993
Введён в строй 27.05.1995
Выведен в резерв
Исключён
Название Ramage
Бортовой номер DDG 61
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 04.01.1993
Дата спуска 11.02.1994
Введён в строй 22.07.1995
Выведен в резерв
Исключён
Название Fitzgerald
Бортовой номер DDG 62
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 09.02.1993
Дата спуска 29.01.1994
Введён в строй 14.10.1995
Выведен в резерв
Исключён
Название Stethem
Бортовой номер DDG 63
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 11.05.1993
Дата спуска 17.06.1994
Введён в строй 21.10.1995
Выведен в резерв
Исключён
Название Carney
Бортовой номер DDG 64
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 03.08.1993
Дата спуска 23.07.1994
Введён в строй 13.04.1996
Выведен в резерв
Исключён
Название Benfold
Бортовой номер DDG 65
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 27.09.1993
Дата спуска 09.11.1994
Введён в строй 30.03.1996
Выведен в резерв
Исключён
Название Gonzales
Бортовой номер DDG 66
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 03.02.1994
Дата спуска 18.02.1995
Введён в строй 12.10.1996
Выведен в резерв
Исключён
Название Cole
Бортовой номер DDG 67
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 28.02.1994
Дата спуска 10.02.1995
Введён в строй 19.04.1997
Выведен в резерв
Исключён
Название The Sullivans
Бортовой номер DDG 68
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 27.07.1994
Дата спуска 12.08.1995
Введён в строй 19.04.1997
Выведен в резерв
Исключён
Название Milius
Бортовой номер DDG 69
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 08.08.1994
Дата спуска 01.08.1995
Введён в строй 23.11.1996
Выведен в резерв
Исключён
Название Hopper
Бортовой номер DDG 70
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 26.02.1995
Дата спуска 03.02.1996
Введён в строй 06.09.1997
Выведен в резерв
Исключён
Название Ross
Бортовой номер DDG 71
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 10.04.1995
Дата спуска 23.03.1996
Введён в строй 28.06.1997
Выведен в резерв
Исключён
Название Malum
Бортовой номер DDG 72
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 18.06.1995
Дата спуска 29.06.1996
Введён в строй 14.02.1998
Выведен в резерв
Исключён
Название Decatur
Бортовой номер DDG 73
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 15.01.1996
Дата спуска 09.11.1997
Введён в строй 29.08.1998
Выведен в резерв
Исключён
Название Mc Paul
Бортовой номер DDG 74
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 12.02.1996
Дата спуска 11.01.1997
Введён в строй 17.04.1998
Выведен в резерв
Исключён
Название Donald Cook
Бортовой номер DDG 75
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 07.07.1996
Дата спуска 03.05.1997
Введён в строй 04.12.1998
Выведен в резерв
Исключён
Название Higgins
Бортовой номер DDG 76
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 17.11.1996
Дата спуска 04.10.1997
Введён в строй 24.04.1999
Выведен в резерв
Исключён
Название O'Kane
Бортовой номер DDG 77
Судостроитель Bath Iron Works
Дата закладки 11.05.1997
Дата спуска 28.03.1998
Введён в строй 23.10.1999
Выведен в резерв
Исключён
Название Porter
Бортовой номер DDG 78
Судостроитель Ingalls SB
Дата закладки 02.12.1996
Дата спуска 15.10.1997
Введён в строй 20.03.1999
Выведен в резерв
Исключён
Корабли типа Arleigh Burke создавались для замены ЭМ постройки 1960-х годов, которые до 1995 г. командование намеревалось вывести из состава ВМС США. В начале 1980-х годов при разработке концепции флота из 600 кораблей планировалось построить 63 ЭМ типа Arleigh Burke, но из-за финансовых ограничений их число было сведено к 56 единицами. Тем не менее, это самая крупная серия ЭМ, построенная в мире после второй мировой войны.
Arleigh Burke предназначен, как и крейсера УРО типа Ticonderoga, для зональной защиты от средств воздушного нападения соединений НК (в первую очередь авианосно-ударных), десантных групп и конвоев, борьбы с ПЛ и НК противника, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями вероятного противника, обеспечения морской блокады тех или иных районов, а также участия в поисково-спасательных операциях. При этом Arleigh Burke, по сравнению с КР УРО Ticonderoga, имеет меньшие размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть (благодаря увеличенной ширине корпуса, отсутствию алюминиево-магниевых сплавов в конструкциях надстроек и более рациональному делению корпуса на водонепроницаемые отсеки). ЭМ второй серии имеют (в отличие от базового проекта) более совершенный комплекс РЭБ SLQ-32(V)3 (вместо SLQ-32(V)2) и системы обмена информацией Link 16 и TADIX.
При проектировании Arleigh Burke особое внимание уделялось вопросам обеспечения конструктивной защиты и живучести. С этой целью минимизировали размеры полностью стальной надстройки, ее наружные поверхности получили наклон к основной плоскости с поверхностями, облицованными радиопоглощающими покрытиями для снижения ЭПР. Развал бортов корпуса — более чем 8° на значительной части своей длины, корпус выполнен низкосидящим. Для уменьшения теплового поля дымовые трубы оснастили специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом; жизненно важные боевые посты расположили в корпусе корабля; АП РЭВ распределили по кораблю с целью уменьшения вероятности поражения. Помещения ГЭУ, РЭВ и постов управления имеют противоосколочную защиту из листов "Kevlar".
У Arleigh Витке стальной корпус с характерным, вытянутым далеко в корму полубаком. Корпус делится водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеет двойное дно на всем протяжении, а также две непрерывные палубы (не считая верхней). Для Arleigh Burke (в отличие Ticonderoga) был разработан новый корпус с полными обводами в носовой части и малым развалом надводных ветвей носовых шпангоутов. По мнению специалистов ВМС США, несмотря на некоторый рост сопротивления воды движению корабля, такая форма корпуса имеет лучшие мореходные качества. К их числу относят плавность и малость размахов качки, умеренность заливания и забрызгивания, малые углы крена на циркуляции. В ходе испытаний была продемонстрирована возможность поддержания скорости хода 30 уз при ураганном ветре и волнении моря до 9 баллов.
Для защиты механизмов и оборудования, расположенных ниже КВЛ, служат дополнительные водонепроницаемые переборки и местное бронирование из высокопрочных алюминиево-магниевых сплавов, толщина которого достигает 25,4 мм. Плитами из этих сплавов защищены основные волноводы и кабели, а также наиболее важные боевые посты (помещения БИП, погреба боезапаса и верхние ярусы надстроек). БИП размещен в подпалубном помещении, а не в надстройке, как на кораблях аналогичного класса предыдущих проектов.
На корабле предусмотрена система коллективной защиты от ОМП. Корпусные конструкции корабля способны выдержать воздействие на них ударной волны ядерного взрыва с давлением - 50 кПа (против 21 кПа на Ticonderoga). На корпусе и надстройках нет иллюминаторов, система вентиляции оборудована автоматическими захлопками и специальными фильтрами. Все входные двери и люки по наружному контуру корпуса изготовлены с воздушными тамбурами. Во внутрикорабельных помещениях создается избыточное давление для предотвращения попадания в них зараженного воздуха. Имеются система водной защиты и посты дезактивации. Внутренние помещения корабля оснащены системой кондиционирования воздуха. ЭМ оборудован системами подачи воздуха под днище и к кромкам лопастей гребных винтов — соответственно "Masker" и PRIAIR.
ГЭУ Arleigh Burke состоит из двух независимых ГТА. ГТД каждого из ГТА работают на главный редуктор через муфты обгонного типа. Агрегаты расположены эшелонированно, в двух МО (водонепроницаемых отсеках), разделенных отсеком со вспомогательными механизмами и оборудованием. Оба ГТД одного агрегата (эшелона) с главным редуктором смонтированы на единой амортизированной платформе. Спаривающий двухступенчатый редуктор позволяет работать на вал любому из ГТД агрегата или двум одновременно.
С целью увеличения дальности плавания ГЭУ оснащена двумя ТУК RACER (каждый из которых работает на свой ГТА). Они обеспечивают прирост 35% мощности на полном и 50% — на крейсерском режиме. ТУК, благодаря своей конструкции, практически не усложняет обслуживание механизмов силовой установки. По требованию конгресса США ТУК должны были получить все ЭМ типа Arleigh Burke.
Основой вооружения Arleigh Burke является боевая система "Aegis", объединяющая все комплексы вооружения в единое целое и управляющая этими комплексами. Назначением системы "Aegis" является обеспечение ПВО корабельного соединения и борьба с НК противника. Ее составляющими являются: БИУС; система отображения информации о воздушной, надводной и подводной обстановке и выработки рекомендаций командиру корабля для принятия решений; СУ стрельбой каждой системы вооружения; система контроля боеготовности системы "Aegis"; система обучения личного состава корабля и ПУ.
Основным средством освещения воздушной и надводной обстановки является многофункциональная РАС AN/SPY-ID с четырьмя ФАР. Для обеспечения кругового обзора они смонтированы на наружных поверхностях носового блока надстройки. РАС AN/SPY-ID способна обнаруживать и сопровождать воздушные цели на расстояниях до 400 км. Данные об элементах движения воздушных целей передаются в БИУС и систему отображения информации о воздушной, надводной и подводной обстановке, а также в систему выработки рекомендаций командиру корабля для принятия им решений. Из БИУС информация о воздушных целях передается в СУ стрельбой ЗРК и ЗАК Мк 99, в которых имеются три РЛС AN/SPG-62, предназначенные для управления ЗУР и подсветки обстреливаемых ВЦ. Система Мк 99 может одновременно управлять 18 ЗУР.
Системы отображения информации о воздушной, надводной и подводной обстановке, а также выработки рекомендаций командиру корабля для принятия им решений, могут получать информацию (помимо РЛС AN/SPY-ID): о воздушной и надводной обстановке — от РЛС AN/SPS-67 и AN/SPY-ID; о подводной обстановке — от ГАК SQQ-89(V)4; о радиотехнической обстановке — от комплексов AN/SLQ-32(V)5 или AN/SLQ-32(V)3. Кроме того, эти системы могут получать информацию от других НК и ЛА. На основании полученной информации вырабатываются решения о применении того или иного оружия.
Для хранения и запуска ракет различного назначения на Arleigh Burke установлены две ВПУ типа Мк 41 mod. 3. Использование этих ВПУ позволяет: увеличить темп стрельбы, сократить время между пусками ракет; разместить ПУ под верхней палубой (что повышает их живучесть за счет защиты корпусными конструкциями) ; брать на борт корабля различное количество и разные типы ракет, в зависимости от решаемых задач, и повысить возможности модернизации корабля.
Особенностью Arleigh Burke в отличие от остальных американских ЭМ и КР УРО, является отсутствие вертолетного ангара. Имеется только ВПП с системой принудительной посадки RAST.
Начиная с 2002 г. ЭМ типа Arleigh Burke оборудуются под корабли защиты ТВД от БР (TBMD), а их ВПУ модернизируются для стрельбы ЗУР самообороны ESSM. На John Paul Jones, после его вступления в строй, проходила испытания новая РЛС обнаружения НЦ SPS-67(V)4, которую затем установили на всех ЭМ данного типа. Одновременно комплекс РЭБ SLQ-32 (V)2, которым были оснащены ЭМ первой серии, модернизировали до уровня SLQ-32 (V)5.
Ватту трижды менял свое название, причем дважды в 1984 г. ЭМ Hopper был назван в честь женщины —контр-адмирала Грейс Хоппер (Grace Hopper). Gonzales в августе 1997 г. налетел на скалы возле порта Св. Мартина (St. Martin) в Карибском море и повредил обтекатель ГАС, винты и опоры гребных валов. Восстановительный ремонт, первоначально оценивавшийся в 56 миллионов долларов, был выполнен на верфи ф. "Bath Iron Works" в сентябре 1997 г. за 10 миллионов долларов.
Cole 12.10.2000 г. был тяжело поврежден в порту Аден в результате атаки террористов. Надувной катер, начиненный взрывчаткой, врезался в левый борт корабля, стоявшего на якоре. С января 2001 г. по март 2002 г. Cole прошел восстановительный ремонт на верфи ф. "Ingalls SB".
Характеристики
Водоизмещение полное, т
8315 или 8850 или 9033
Водоизмещение стандартное, т
6624 или 6731 или 6914
Длина корпуса, м
153,8
Ширина корпуса, м
20,3
Осадка корпуса, м
9,4 или 9,9
Экипаж, чел. ( в т.ч. офицеры)
366 (22)
Скорость хода полная, уз
32
Скорость хода экономичная, уз
20
Запас топлива, т
1300
Дальность плавания экономичная, миль
4400
БИУС
СЕС и NTDS mod. 5
Комплексы средств обмена информацией
Link 4A, Link 11, Link 14 и Link 16
Комплекс спутниковой связи
SATCOM WSC-3 + SRR-1+USC-38 или WSC-6
РЛС обнаружения НЦ
SPS-67 (V) 4
РЛС навигационная
SPS-64 (V) 9
Навигационный комплекс
TACAN URN-25
СУО/СУАО
Мк 99 mod. 3 АСБУ "Aegis" в обеспечение трех РЛС SPG-62 / GWS 34 mod. 0 в обеспечение ОЭС Мк 46 mod. 0, 2 х Мк-90
Средства РЭБ активные
SLQ-32 (V)5 или SLQ-32 (V)3
Средства РЭБ пассивные
SRBOC Мк-Зб (4 х 6— 130-мм)
ГАС
SQS-53C (V), "Kingfisher", SQR-19B (V) 1
Система противоторпедной защиты
SLQ-25A "Nixie" (с SSTD "Phase I")
Вооружение
авиагруппа
Тип ЛА вертолёты
Модель "Sea Hawk" (SH-60B/F) системы LAMPS III
Количество 1
Примечания СОИ системы LAMPS III SQO-28, тактическая система обмена информацией с вертолетами — TADIX, оборудование — ВПП светотехническое с принудительной системой посадки RAST, со станцией заправки вертолета топливом (58 т) и погрузки боезапаса.
артиллерия
Тип АУ
Модель Мк 45 Mod. 1
Калибр, мм 127-мм
Количество 1
Стволов 1
Тип ЗАК
Модель "Vulcan-Phalanx" Mk-15 Block 1
Калибр, мм 20-мм
Количество 2
Стволов 1
торпедное вооружение
Тип ТА
Модель Мк 32 mod. 14
Калибр, мм 324
Количество 2
Труб 3
Торпед 15
Модель Мк 46 mod. 5
ракетное вооружение
Тип ЗРK
Модель "Standard" SM-2MR Block III
Количество ПУ 1+1
Количество направляющих 29+61
Модель ПУ ВПУ Мк 41 mod. 3
Тип РК
Модель "Tomahawk"
Количество ПУ 1+1
Количество направляющих 29+61
Модель ПУ ВПУ Мк 41 mod. 3
Тип ПРКР
Модель "Harpoon"
Количество ПУ 2
Количество направляющих 4
Модель ПУ ТПК Мк 141
Тип ПЛРК
Модель ASROC
Количество ПУ 1+1
Количество направляющих 29+61
Модель ПУ ВПУ Мк 41 mod. 3
Двигатель
Вид ЭУ ГЭУ
Тип ЭУ ГТЗА
Модель LM 2500 "General Electric"
Количество 4
Мощность суммарная, л.с. 105000
Вид ЭУ ИТ ЭЭС
Тип ЭУ ГТГ
Модель
Количество 3
Мощность суммарная, кВт 7500 кВт
Вид ЭУ Движители
Тип ЭУ ВРШ
Модель "KaMeWa"
Количество
Мощность суммарная, кВт
800px-USS_Fitzgerald_DDG-62 1.jpg800px-USS_Mustin_(DDG_89)_stbd_stern_view 2.jpg749px-USS_Momsen_(DDG_92)_stbd_bow_view 3.jpg