В конце сентября в Карелию приехали мои давние питерские друзья - и отправились мы в заповедное Заонежье. Туда, где еще один наш общий друг создает центр малого судостроения. И по пути возникла у нас забавная дискуссия. Проезжая затерянные в лесу заонежские поселки и деревни, одна наша спутница, вероятно, соскучившись по мегаполису, задумчиво вопросила:
- А что же здесь люди делают?
- Живут... - философски заметил наш «штурман».
- А что в Питере люди делают? - усугубил эту философию я.
Ответом был общий экзистенциалистский смех...
Вернувшись в Петербург, «командир» нашей поездки выложил в своем блоге большой фотоотчет. Нашлось там место и городу-герою Кондопоге, куда мы также по пути заехали. Полюбовались на новый, построенный на месте приснопамятной ветхой «Чайки», Молодежный культурный центр, посидели в его милой кафешке - с ценами в разы ниже питерских, но по качеству не уступающей. Называется, кстати, эта кафешка странно: «Ни Шали». Вероятно, это отсылка к названию чеченского города... Еще порадовал питерских гостей кондопожский Ледовый дворец и звенящие каждый час уличные колокольчики...
Жаль, что еще не успели посетить кондопожский Дворец искусств - с единственным в Карелии органным залом...
Однако первый же коммент этого к этому приятно-удивленному посту был весьма показательным: «А ведь впечатляет! С тех пор, как я услышала это название, пребывала в уверенности, что Кондопога - это грязная дыра с пьяными буйными жителями. Отнюдь, очевидно

»
Это наша общая знакомая, несмотря на то, что настроена весьма оппозиционно, здесь ярко продемонстрировала влиятельность официально-пропагандистских клише. Ну конечно, что же может быть хорошего в Кондопоге, где, как все приличные люди знают, «убивали кавказцев»?
Но в данном случае нас интересует не кондопожская история двухлетней давности (к слову, не завершившаяся и поныне, поскольку убийцы затягивают процесс). И даже не «официальность» или «оппозиционность». Этот грязный стереотип о карельском городе, равно как и странные вопросы о жизни в Заонежье, вскрывают глубинную психологическую установку обитателей мегаполисов: «нормальная» и «настоящая» жизнь происходит только там. Все остальное для сторонников подобного мировоззрения - в лучшем случае «экзотика»..