Показать сообщение отдельно
Старый 07.11.2008, 09:30      #5
Al 777
Модератор
 
Аватар для Al 777
По умолчанию

Россия

Большие противолодочные корабли

Николаев 1.jpg

Корабли типа "Николаев" (Проект 1134-Б «Беркут-Б»)

Название Николаев
Заводской номер № 2001
Судостроитель Завод в Николаеве
Дата закладки 25.06.1968
Дата спуска 19.12.1969
Введён в строй 31.12.1971
Выведен в резерв
Исключён 29.10.1992

Название Очаков
Заводской номер № 2002
Судостроитель Завод в Николаеве
Дата закладки 19.12.1969
Дата спуска 30.04.1971
Введён в строй 04.11.1973
Выведен в резерв
Исключён

Название Керчь
Заводской номер № 2003
Судостроитель Завод в Николаеве
Дата закладки 30.04.1971
Дата спуска 01.07.1972
Введён в строй 25.12.1974
Выведен в резерв
Исключён

Название Азов
Заводской номер № 2004
Судостроитель Завод в Николаеве
Дата закладки 21.07.1972
Дата спуска 14.09.1973
Введён в строй 25.12.1975
Выведен в резерв
Исключён 10.12.1998

Название Петропавловск
Заводской номер № 2005
Судостроитель Завод в Николаеве
Дата закладки 09.09.1973
Дата спуска 22.11.1974
Введён в строй 29.12.1976
Выведен в резерв
Исключён 1995

Название Ташкент
Заводской номер № 2006
Судостроитель Завод в Николаеве
Дата закладки 22.11.1974
Дата спуска 05.11.1975
Введён в строй 31.12.1977
Выведен в резерв
Исключён 03.07.1992

Название Владивосток (б. Таллин)
Заводской номер № 2007
Судостроитель Завод в Николаеве
Дата закладки 05.11.1975
Дата спуска 05.11.1976
Введён в строй 31.12.1979
Выведен в резерв
Исключён 1994

Положительный опыт освоения газотурбинных установок на кораблях пр.61, а также потенциальные возможности их производителя — Южно-турбинного завода (ЮТЗ), официально именовавшегося НПО «Заря» — с одной стороны, и в то же время перегруженность главного производителя паровых турбин для надводных кораблей — Кировского завода в Ленинграде — с другой, почти однозначно подсказали или продиктовали решение об еще одной корректировке проекта 1134 «Беркут», теперь уже под другую энергетику — газотурбинную.

Проектирование газотурбинного варианта БПК, получившего номер проекта 1134-Б (главный конструктор и главный наблюдающий остались прежними – В.Ф.Аникиев и капитан 2 ранга О.Т.Сафронов) велось практически одновременно с работами над пр.1134-А. Тактико-техническое задание на проект «Беркут-Б» было выдано Северному ПКБ еще в 1964 году.

Корректировка проекта корабля с котлотурбинной установкой под газотурбинную означает кардинальную или полную его переработку, поскольку речь идет об изменении статей нагрузки и объемах, не говоря уже об архитектуре. Газотурбинная установка легче КТУ, но объёмов для размещения требует больше, главным образом из-за развитых газоходов. Чрезмерное увлечение экономией топлива в тот период, привело к разработке газотурбинной установки состоящей из маршевых и форсажных газовых турбин. Поэтому проект 1134-Б в значительной степени оказался новым кораблём, поскольку для размещения форсажных и маршевых ГТУ потребовалось переразмерение элементов корпуса, а следовательно — объемов и нагрузки в сторону их увеличения.

Практика использования такой установки показала, что корабли редко плавали с использованием только маршевых двигателей. Причины такого положения были в очень небольшой реальной скорости хода под этими двигателями (14-15 узлов) и практически не реализуемой большой дальности плавания (более 9 000 миль). Вообще комбинированные газо-гаэотурбинные установки (ГГТУ) продержались только в ВМС Великобритании в 1970-80-х годах. В настоящее время от таких установок отказались и в Великобритании. Полученный эффект от таких установок не компенсирует их сложности, а следовательно стоимости и надежности. Во всех ведущих странах мира применяют либо дизель-газотурбинные установки (ДГТУ) в разных вариациях, либо простые ГТУ состоящие из одинаковых всережимных двигателей. В кораблестроении СССР ГГТУ применялись и в самых последних кораблях.

Спроектированная для корабля пр.1134-Б энергоустановка обладала еще одним важным новшеством – реверсивными газовыми турбинами. Для дачи заднего хода на всех кораблях с ГТУ ранее использовались либо винты регулируемого шага (ВРШ) либо реверсивные редукторы.

Меньшая масса ГЭУ привела к необходимости изменения главных размерений корпуса. Надстройки также были изменены. Из-за необходимости размещения больших по сечению газоходов и воздухоприемников пришлось установить дымовую трубу отдельно от башнеподобной мачты. Сама огромная дымовая труба была данью нового веяния – всемерного снижения физических полей кораблей и якобы позволяла резко снизить тепловую заметность корабля. Изобретатели этих новаций очевидно считали, что основным средством обнаружения надводных кораблей являются инфракрасные системы, а не РЛС. Доказать подобное руководству ВМФ смогли весьма ловкие «ученые». Довести уровень теплового поля корабля до уровня фона (моря) теоретически возможно, но на практике нереально. Следовательно «обмануть» инфракрасный канал головки самонаведения ПКР также невозможно. По оценкам некоторых специалистов как у нас, так и за рубежом эффект от снижения тепловой заметности корабля не компенсирует те затраты которые он требует от корабля. В США и Великобритании размеры газовых патрубков на кораблях с ГТУ обычного размера (близкого к таковым у кораблей с КТУ) и выведены прямо к срезу трубы или даже за него, что дает основание полагать, что борьба с тепловой заметностью у них не носит тотального характера или она решается другими способами.

Появившиеся резервы объёмов из-за увеличения главных размерений корабля пр.1134-Б позволили усилить его вооружение. Вернувшись к ранее разработанной конвейерной системе хранения и подачи ЗУР, боекомплект ЗРК «Шторм» увеличили вдвое — до 96 единиц. Дополнительно были размещены два ЗРК самообороны «Оса-М» с выдвигаемой пусковой установкой. При заряжании пусковая установка опускается в погреб, «нанизывает» на свои направляющие очередную пару зенитных ракет и возвращается в верхнее положение, готовая к стрельбе. Калибр артиллерийских установок был доведен до 76,2-мм путём установки более старых, но более «логичных» артустановок АК-726, а для повышения эффективности стрельбы по воздушным целям были размещены 30-мм шестиствольные автоматы АК-630. Гидроакустическое вооружение также было улучшено: установлена усовершенствованная ГАС «Титан-2Т» и, впервые в отечественном кораблестроении, буксируемая ГАС МГ-325 «Вега».

В то же время противолодочное вооружение, состоявшее из двух счетверённых пусковых установок ПЛУР «Метель», двух пятитрубных торпедных аппаратов и РБУ-6000 и РБУ-1000 сохранялось таким же, как на БПК пр.1134-А.

Основным назначением кораблей 1134-Б (а также пр.1134-А) было обеспечение ПВО и ПЛО соединений боевых кораблей; поиск, слежение и уничтожение подводных лодок в удаленных районах морей и океанов. Именно им ставилась задача слежения на боевой службе за развернутыми ПЛАРБ вероятного противника. По этой причине их за рубежом всегда называли крейсерами (получили на западе обозначение Kara class).

Также как и на кораблях пр.1134-А на БПК проекта 1134-Б во время ремонтов заменили комплекс ПЛУР «Метель» на новый универсальный комплекс «Раструб-Б» с ракетой 85-РУ, способной поражать и надводные цели.

Два корабля этого проекта подверглись более серьезной модернизации. Так на третьем корабле серии – «Керчь» – вместо РЛС «Восход» была установлена новая РЛС «Подберезовик». На четвёртом корабле «Азов» в 1977 году вместо кормового ЗРК «Шторм» был установлен для испытаний новый многоканальный ЗРК «Форт» – морской вариант комплекса войск ПВО страны С-300ПС. После модернизации номер проекта был изменен на 1134-БФ (а на западе «Азов» назвали Modified Kara class). Этот корабль довольно долго использовался на Черном море для отработки корабельного многоканального ЗРК коллективной обороны с вертикальным стартом зенитных ракет, предназначенного для проектируемых в то время крейсеров пр.1164 и пр.1144.

Головной корабль пр.1134-Б, получивший название «Николаев», был заложен в январе 1969 года на Николаевском судостроительном заводе им. 61-го коммунара (ССЗ №200), а в сентябре 1971 года корабль был введен в состав флота. До 1979 года было построено еще 6 кораблей этого проекта на том же заводе.

Корабли проекта 1134-Б активно несли боевую службу в составе ВМФ СССР – 4 на Чёрном море, 3 – на Тихом океане. В феврале-июле 1979 г. БПК «Петропавловск» и «Ташкент» совершили совместный продолжительный переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. Один из кораблей снялся в фильме «Одиночное плавание».

После развала СССР БПК начали постепенно выводиться из состава флота. Не последнюю роль в этом сыграли и общеэкономический кризис в России в начале 1990-х и раздел Черноморского флота. К настоящему времени в ВМФ России находятся только БПК «Керчь» и «Очаков», причём последний мало боеспособен и, возможно, в ближайшие годы будет выведен из строя. При этом для ремонта «Очакова», в угоду адмиралу И.Касатонову, в 1990-х гг. был списан более новый БПК Черноморского флота «Азов» использовавшийся как источник запчастей, но ввиду большой изношенности «Очаков» всё равно так и не был отремонтирован.

Характеристики

Водоизмещение полное, т
8565
Водоизмещение стандартное, т
6700
Длина, м
173,4
Ширина, м
18,5
Осадка, м
5,74
Мощность силовой установки, л.с.
2 x 60000
Скорость хода максимальная, узлов
32
Скорость хода экономическая, узлов
18
Дальность плавания экономическим ходом, миль
5200
Экипаж, чел.
380
Из них офицеров, чел.
47
Автономность, сут.
30

БИУС
"Аллея-1" и "Корень"
РЛС обнаружения ВЦ
1 х МР-600 "Восход" 1 х "Подберёзовик" только на "Керчи"
РЛС общего обнаружения
1 х МР-310А "Ангара-А"
РЛС обнаружения НЦ
2 х "Волга" и "Вайгач" на "Николаеве" или 3 х "Вайгач" на остальных
ГАС
МГ-332Т "Титан-2Т" МГ-325 "Вега" буксируемая
средства РЭБ
"Кольцо", "Гурзуф", "Гурзуф-1", БАТ-1 акустический охранитель
комплексы выстреливаемых помех
2 Х 2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121)
оптико-электронные приборы

РЛС управления огнем
2 Х "Гром-М" для ЗРК "Шторм" и ПЛРК 2 Х 4Р33 для ЗРК "Оса-М" 2 Х МР-105 "Турель" для 76,2-мм АУ 2 Х МР-123 "Вымпел" для 30-мм АУ
навигационная станция обеспечения полётов
не на всех
средства связи

РЛС госопознавания
"Никель-КМ" и "Хром-КМ"

Вооружение

авиагруппа

Тип ЛА вертолеты
Модель вертолет Ка-25ПЛ или Ка-27
Количество 1
Примечания

артиллерия

Тип ЗАК
Модель АК-630
Калибр, мм 30-мм
Количество 4
Стволов 6
Боекомплект

Тип АУ
Модель АК-726
Калибр, мм 76,2-мм
Количество 2
Стволов 2
Боекомплект

реактивно-бомбовое вооружение

Тип РБУ-6000
Модель "Смерч-2"
Калибр, мм
Количество 2
Направляющих 12
Бомб (реактивных снарядов) 144
Модель РГБ-60

Тип РБУ-1000 (кроме Петропавловска)
Модель "Смерч-3"
Калибр, мм
Количество 2
Направляющих 6
Бомб (реактивных снарядов) 60
Модель РГБ-10

торпедное вооружение

Тип ТА
Модель ПТА-53-1134
Калибр 533-мм
Количество ПУ 2
Количество направляющих 5
Боекомплект

ракетное вооружение

Тип ЗРК
Модель М-11 "Шторм" или "Шторм-М"
Количество ПУ 2
Количество направляющих 2
Боекомплект 48 ЗУР В-611

Тип ЗРК
Модель 4К33 "Оса-"
Количество ПУ 2
Количество направляющих 2
Боекомплект 40 ЗУР 9М33М

Тип ПЛРК
Модель РПК-3 "Метель" или УРК-5 "Раструб-Б"
Количество ПУ 2
Количество направляющих 4
Боекомплект 8 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

Двигатель

Главная энергетическая установка: ГГТУ М-5

2 маршевых газовых турбины М-62
суммарная мощность, л.с. (кВт)
12 000 (8 820)
4 форсажных газовых турбины М-8Е
суммарная мощность, л.с. (кВт)
80 000 (58 800)

Николаев 2.jpgНиколаев 4.jpgНиколаев 6.jpg
Николаев 3.jpgНиколаев 5.jpg
__________________
Не тяните за хвост, если не известно точно, что на другом конце. - Правило Челлиса (закон Мэрфи).
Al 777 вне форума Пол: Мужчина   Ответить с цитированием Вверх
Благодарности: 2
Mess (07.11.2008), Orn Afion (07.11.2008)