Россия
Большие противолодочные корабли
Чабаненко 1.jpg
Корабли типа "Фрегат" (проект 1155 «Удалой»)
Название Удалой
Заводской номер № 111
Судостроитель Завод “Янтарь” в Калининграде.
Дата закладки 23.07.1977
Дата спуска 05.02.1980
Введён в строй 31.12.1980
Выведен в резерв
Исключён 1990
Название Вице-Адмирал Кулаков
Заводской номер № 731
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 04.11.1977
Дата спуска 16.05.1980
Введён в строй 29.12.1981
Выведен в резерв
Исключён
Название Маршал Василевский
Заводской номер № 732
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 22.04.1979
Дата спуска 29.12.1981
Введён в строй 08.12.1983
Выведен в резерв
Исключён
Название Адмирал Захаров
Заводской номер № 112
Судостроитель Завод “Янтарь” в Калининграде.
Дата закладки 16.10.1981
Дата спуска 04.11.1982
Введён в строй 30.12.1983
Выведен в резерв
Исключён 05.07.1994 (после пожара 17.02.1991)
Название Адмирал Спиридонов
Заводской номер № 113
Судостроитель Завод “Янтарь” в Калининграде
Дата закладки 1981
Дата спуска 1983
Введён в строй 30.12.1984
Выведен в резерв
Исключён в конце 1990-х гг
Название Адмирал Трибуц
Заводской номер № 733
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 19.04.1980
Дата спуска 26.03.1983
Введён в строй 30.12.1985
Выведен в резерв 22.03.1994
Исключён
Название Маршал Шапошников
Заводской номер № 114
Судостроитель Завод “Янтарь” в Калининграде
Дата закладки 1983
Дата спуска 1985
Введён в строй 30.12.1985
Выведен в резерв
Исключён
Название Симферополь
Заводской номер № 115
Судостроитель Завод “Янтарь” в Калининграде
Дата закладки 12.06.1984
Дата спуска 24.12.1985
Введён в строй 30.12.1987
Выведен в резерв
Исключён
Название Адмирал Левченко (б. Хабаровск)
Заводской номер № 734
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 27.01.1982
Дата спуска 21.02.1985
Введён в строй 30.09.1988
Выведен в резерв
Исключён
Название Адмирал Виноградов
Заводской номер № 116
Судостроитель Завод “Янтарь” в Калининграде.
Дата закладки 05.02.1986
Дата спуска 04.06.1987
Введён в строй 30.12.1988
Выведен в резерв
Исключён
Название Адмирал Харламов
Заводской номер № 117
Судостроитель Завод “Янтарь” в Калининграде
Дата закладки 07.08.1986
Дата спуска 29.06.1988
Введён в строй 30.12.1989
Выведен в резерв
Исключён
Название Адмирал Пантелеев
Заводской номер № 118
Судостроитель Завод “Янтарь” в Калининграде
Дата закладки 1987
Дата спуска 1988
Введён в строй 19.12.1991
Выведен в резерв
Исключён
Название Адмирал Чабаненко
Заводской номер № 121
Судостроитель Завод “Янтарь” в Калининграде
Дата закладки 1990
Дата спуска 16.06.1994
Введён в строй 1999
Выведен в резерв
Исключён
В начале 1970-х гг. в ВМФ СССР было принято решение о создании системы из двух кораблей: корабля УРО и ПВО – проекта 956, и специализированного корабля ПЛО создаваемого в развитие БПК (СКР) пр.1135, получившего номер проекта 1155. По сути планировались совместные действия в составе соединений и групп ЭМ пр.956 и БПК пр.1155. Данное решение было вынужденным, так как эсминцы пр.956 хотя и были вооружены мощным ударным оружием, но при этом имели довольно слабые противолодочные средства, обеспечивающие лишь самооборону от торпедных атак ПЛ противника.
Тактико-техническое задание на разработку нового БПК пр.1155 (шифр «Фрегат») было выдано в 1972 году в Северное ПКБ. Главным конструктором этого корабля вначале был Н.П.Соболев, а затем В.П.Мишин (с 1977 г.), главный наблюдающий от ВМФ вначале был капитан 1 ранга И.М.Стецюра, затем капитан 2 ранга В.Г.Басов. Проект 1155 первоначально разрабатывался как улучшение БПК (СКР) пр.1135, имея целью ликвидацию его основных недостатков: отсутствие вертолёта и сравнительно малую дальность действия гидроакустических средств, не обеспечивающих целеуказание противолодочным ракетам на полную дальность.
В 1975 году был разработан технический проект корабля, а в декабре он был утверждён. В 1976 году была проведена корректировка техпроекта, в результате которой на корабле стал базироваться второй вертолёт, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей стала дублированной, были улучшены многие эксплуатационные характеристики. Зенитное ракетное вооружение корабля было усилено за счёт установки вместо ЗРК «Оса-М» нового многоканального комплекса «Кинжал». Также был установлен ГАК нового поколения «Полином», из-за которого произошёл прирост водоизмещения на 25%. Но поскольку новый комплекс давал реальное повышение противолодочных возможностей корабля, было решено дальнейшее проектирование вести без ограничения водоизмещения.
Разработка проекта 1155, оснащённого новым гидроакустическим комплексом дальнего действия, потребовала проведения большого количества научно-исследовательских и экспериментальных работ в ЦНИИ Крылова и в самом Северном ПКБ. Это прежде всего работы в области снижения подводной шумности и помех работе ГАК, отработка обводов корпуса для уменьшения сопротивления воды на поисковой, экономической и полной скоростях хода, обеспечения мореходности и управляемости. По требованию ряда учёных ЦНИИ им. Крылова, вместо варианта развития бульба по типу БПК пр.1134-А, пр.1134-Б и пр.1135, была принята новая «торпедообразная» форма. К сожалению, эта конструкция (размеры обтекателя оказались огромными – 30х5,1 м!) отрицательно сказалась на мореходности, так как вызывала днищевой слеминг на волнении и сильное брызгообразование, затруднявшее использование оружия. Поэтому конструкторам пришлось максимально выдвигать вперёд носовую оконечность и форштевень для размещения якорного устройства, чтобы при отдаче якоря не задели бульб (но несмотря на это на флоте были случаи пробивания обтекателя ГАС).
Для облегчения корабля, водоизмещение которого неуклонно росло, было решено изготовить надстройки из алюминиевого сплава, тем более, что на заводах-строителях технология сварки и сборки таких конструкций была освоена: в качестве основного материала применяется сплав АМГ-6 повышенной прочности и коррозионной стойкости, с включением стальных элементов в районах, подвергающихся воздействию пламени ракет. Системы успокоения качки были взяты с прототипа – пр.1135, что уменьшило амплитуду бортовой качки более чем в три раза.
В 1978 году для проверки эффективности проектируемой противопожарной защиты БПК пр.1155 был изготовлен натурный отсек корабля на полигоне под Ленинградом, где и шла отработка конструктивных решений. Правда уже во время службы этих кораблей в ВМФ выяснилось, что их средства пожаротушения далеки от совершенства, а зачастую – просто устарели ещё на стадии проектирования.
Два вертолёта Ка-27 размещались в двух полуутопленных ангарах в корме, аналогичных по конструкции таковым у пр.1134-А и пр.1134-Б. Базирование двух машин потребовало изменения теоретического чертежа корпуса корабля: для этого был применен корпус типа «двойной клин» (высокий острый нос – широкая и плоская кормовая часть), конструкция которого была отработана ещё на противолодочных крейсерах типа «Москва» пр.1123. Для обеспечения всепогодного использования вертолётов на корабле была установлена радионавигационная система привода и посадки «Привод-В».
Артиллерийское вооружение пр.1155 включало две 100-мм универсальных одноорудийных установки АК-100 (установлены в носу по возвышенно-линейной схеме) с РЛС управления огнём «Лев» и четыре 30-мм автомата АК-630М с двумя РЛС «Вымпел» (по одной батарее на борт). Противолодочное вооружение было представлено комплексом ПЛУР «Метель» с двумя счетверёнными неподвижными пусковыми установками, двумя четырёхтрубными 533-мм торпедными аппаратами и двумя бомбомётными установками РБУ-6000. В качестве РЛС обнаружения воздушных целей на первых двух кораблях устанавливались 2 однотипные РЛС: «Топаз» и «Топаз-В», а на остальных кораблях – «Фрегат-МА» и «Подкат».
Два ЗРК самообороны «Кинжал» размещались на корме и на носу корабля. В состав каждого комплекса входил антенный пост со станциями обнаружения воздушных целей и наведения ракет (с ФАР), по четыре УВП барабанного типа на восемь ЗУР каждая, размещённых под палубой и посты управления с приборной частью. Однако неудовлетворительные темпы поставок ЗРК «Кинжал» привели к тому, что первые корабли серии сдавались флоту без него (за это на флоте их иронично называли «голуби мира»), последующие БПК оснащались лишь одним комплексом и только на последних кораблях пр.1155 устанавливались оба ЗРК в полной комплектации.
Всё вооружение корабля по заданию должно было управляться единой боевой информационно-управляющей системой «Лесоруб», использующей информацию от внешних источников или автономно. В ней была улучшена наглядность и полнота представления информации об обстановке, в 2-3 раза сократилось время реакции.
Предназначавшиеся для кораблей пр.1155 турбины (проектная мощность 72000 л.с.) так и не были освоены промышленностью, поэтому двухвальная главная энергетическая установка БПК была практически полностью идентична проекту 1135 и включала маршевый и форсажный двигатели на каждом валу. Отличие заключалось в увеличении мощности как маршевого, так и форсажного двигателей. Кроме того, ГЭУ стала менее шумной благодаря комплексу внедрённых противошумовых мероприятий. Электроэнергетическая установка была значительно усилена и включала четыре газотурбогенератора по 1250 кВт каждый.
На кораблях этого проекта, возможно, впервые большое внимание было уделено обеспечению обитаемости для личного состава в различных погодных условиях и климатических зонах. Офицеры располагаются в одно- и двухместных каютах, мичманы в двух- и четырёхместных каютах, матросы – в 12-14-местных кубриках. Предусмотрены помещения для отдыха, занятий спортом, бытовые помещения. Имеются системы кондиционирования воздуха, опреснительные установки для пополнения запасов пресной воды. И всё же к компоновке корабля в процессе эксплуатации возникли претензии: так. например, душевые экипажа расположены под боевыми постами и после каждой помывки определённые приборы отсыревают или выходят из строя.
Создание системы из двух кораблей: пр.956 и пр.1155, хотя и было частично реализовано, но не вызывало восторга у специалистов, а в конечном итоге и у руководства ВМФ. Поэтому постоянно велись поиски возможности создать в ограниченном водоизмещении многоцелевой корабль объединяющий возможности пр.956 и пр.1155. Однако из этого ничего не получилось, ибо простое сложение номенклатуры оружия и вооружения без определённого компромисса вело к резкому возрастанию водоизмещения. Проводимые исследования показали, что создание многоцелевых кораблей возможно только на путях унификации оружия и вооружения. Ещё в конце 1970-х годов специалистами предлагались различные варианты универсальных пусковых установок и многофункциональных систем управления, создаваемых на элементах уже имеемых или разрабатываемых образцов оружия и вооружения. Никаких научных или технических проблем здесь не существовало. Нужны были лишь организационные решения направленные на изменение порядка разработки систем вооружения. Однако руководство ВМФ, в лице С.Г.Горшкова, на это не пошло. Очевидно Главком не пожелал проводить такую реорганизацию, всегда связанную с интригами и очередным ущемлением интересов моряков в «сухопутном» министерстве обороны СССР под воздействием всесильной промышленности СССР.
Как уже упоминалось выше, в прецессе строительста кораблей пр.1155 на них вместо РЛС общего обнаружения «Топаз» и «Топаз-В» устанавливались более совершенные станции – «Фрегат-МА» и «Подкат» (начиная с третьего корпуса). Кроме того, постепенно ПЛРК «Метель» был заменён на УРК «Раструб-Б» с универсальной ракетой, способной поражать и ПЛ и надводные корабли. Поздние корабли также отличаются более широкой ВПП, доходящей до бортов.
В связи с тем, что БПК пр.1155 имел серьёзные недостатки: отсутствие ПКР, слабость зенитного и артиллерийского вооружения, Главкомом ВМФ было дано указание разработать модификацию этого проекта. Новый вариант корабля, разработанный в середине 1980-х гг., получил номер 11551. На нём было значительно усилено вооружение: место двух 100-мм АК-100 установили одну 130-мм артиллерийскую установку АК-130, вместо комплекса ПЛУР «Метель» был размещён ПКРК «Москит», а вместо 533-мм торпедных аппаратов – универсальный ракето-торпедный комплекс ПЛУР «Водопад-НК». Средства ПВО были усилены путём замены 30-мм автоматов на два ЗРАК «Кортик». Средства ПТЗ были заменены на новый комплекс РБУ-12000 «Удав». Наконец вместо ГАК «Полином» разместили новый ГАК «Звезда-2».
Планировалось начать серийное строительство кораблей пр.11551 на заводе «Янтарь» в Калининграде, но до распада СССР удалось заложить только два корабля, а ввести в строй только головной – «Адмирал Чабаненко».
Предполагалось построить вначале по 50 кораблей по проектам 1155 и 956, но позже программа строительства была значительно сокращена. Головной корабль пр.1155, получивший название «Удалой», был заложен на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде в 1978 году, спущен на воду в феврале 1980 года и вступил в строй в ноябре 1980 года. Всего на этом заводе было построено до 1991 года 8 кораблей этого типа, а также в 1981-1988 годах на заводе им. А.А.Жданова было построено ещё 4 корпуса.
В составе Российского ВМФ после 2000 года числились БПК пр.1155: «Североморск», «Адмирал Левченко», «Адмирал Харламов» – в строю на СФ; «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев» – в строю на ТОФ. Кроме того, БПК «Вице-адмирал Кулаков» больше 15 лет (!) находится в ремонте (сначала на КОЛМЗ, затем на «Северной верфи», а БПК «Маршал Василевский» (СФ) выведен в резерв с 1991 года и скорее всего в ближайшее время будет списан.
Корабли пр.1155 демонстрировали свой флаг в Персидском заливе, когда там поднималась напряжённость. Так, «Адмирал Захаров» в 1988-89 гг. провёл в заливе 23 конвоя (всего 53 судна), пройдя 5500 миль. «Маршал Шапошников в этот же период провёл 19 конвоев (41 судно). «Адмирал Виноградов» нёс боевую службу в заливе в 1989-90 и 1992-93 годах. А «Адмирал Трибуц» в 1992-93 гг. входил в состав отряда миротворческих сил по поддержанию порядка в Персидском заливе.
17 февраля 1992 года в 11 часов 42 минуты по хабаровскому времени на переходе во Владивосток (в навигационный ремонт), в Уссурийском заливе, в 40 кабельтовых от мыса Сысоева в кормовом машинном отделении БПК «Адмирал Захаров» произошёл взрыв и возник объёмный пожар. Основной причиной стала авария ГТУ. Несмотря на сильный огонь и вероятность взрыва боеприпасов (корабль горел в течение 22 часов) экипаж корабля и пожарные команды с подошедших судов самоотверженно боролись с огнём. В результате один человек погиб, а пятеро были госпитализированы. Ремонт БПК сочли нецелесообразным и было принято решение отправить его в док для подготовки к продаже на слом.
Характеристики
Водоизмещение полное, т
7480
Водоизмещение стандартное, т
6840
Длина, м
163
Ширина, м
19
Осадка, м
7,8
Мощность силовой установки, л.с.
4 x 20000
Скорость хода максимальная, узлов
29,5
Скорость хода экономическая, узлов
14
Дальность плавания экономическим ходом, миль
6882
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)
220 (29)
Автономность, сут.
30
БИУС
"Лесоруб-55"
РЛС общего обнаружения
2 х МР-320/320М "Топаз(-В)" или 1 х МР-760 "Фрегат-МА" и 1 х МР-360 "Подкат"
РЛС обнаружения
НЦ 3 х "Волга"
ГАС
ГАК "Полином" с носовой бульбовой и буксируемой антеннами
средства РЭБ
"Старт-2"
комплексы выстреливаемых помех
2 Х 2 ПУ ЗиФ-121 ПК-2 8 Х 10 ПУ ПК-10 "Смелый"
оптико-электронные приборы
2 х н/д
РЛС управления огнем
2 Х "Муссон" для ПЛРК 2 Х 3Р95 для ЗРК "Кинжал" 1 Х МР-142 "Лев-215" для 100-мм АУ 2 Х МР-123 "Вымпел" для 30-мм ЗАК
средства радионавигации
2 Х "Привод-В" для вертолетов
средства связи
"Тайфун-2С" или "Буран-5"
РЛС госопознавания
Вооружение
авиагруппа
Тип ЛА вертолеты
Модель вертолет Ка-27ПЛ/РЦ
Количество 2
Примечания
артиллерия
Тип ЗАК
Модель АК-630
Калибр, мм 30-мм
Количество 4
Стволов 6
Боекомплект
Тип АУ
Модель АК-100
Калибр, мм 100-мм
Количество 2
Стволов 1
Боекомплект
реактивно-бомбовое вооружение
Тип РБУ-6000
Модель "Смерч-2"
Калибр, мм
Количество 2
Направляющих 12
Бомб (реактивных снарядов) 96
Модель РГБ-60
минное вооружение
может нести мины на верхней палубе от 6 до 26
торпедное вооружение
Тип ТА
Модель ЧТА-53-1155
Калибр 533-мм
Количество ПУ 2
Количество направляющих 4
Боекомплект 8 торпед 53-65К и СЭТ-65
ракетное вооружение
Тип ЗРК
Модель УВП СМ-9 ЗРК "Кинжал" (не на всех кораблях)
Количество ПУ 8
Количество направляющих 8
Боекомплект 64 ЗУР 9М330-2
Тип ПЛРК
Модель РПК-3 "Метель" или УРК-5 "Раструб-Б"
Количество ПУ 2
Количество направляющих 4
Боекомплект 8 ПЛУР 85-Р или 85-РУ
Двигатель
Главная энергетическая установка: ГГТУ М-9
2 маршевых газовых турбины М-5
суммарная мощность, л.с. (кВт)
16 000 (11 760)
2 форсажных газовых турбины ГТУ-12
суммарная мощность, л.с. (кВт)
45 000 (33 080)
4 газотурбогенератора, мощность, кВт
4 Х 1250
Чабаненко 2.jpgЧабаненко 5.jpgЧабаненко 6.jpg
Чабаненко 3.jpgЧабаненко 4.jpg