Россия
Эскадренные миноносцы
Современный 1.jpg
Корабли типа “Современный” (проект 956)
Название Современный
Заводской номер № 861
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 03.03.1976
Дата спуска 18.11.1978
Введён в строй 25.12.1980
Выведен в резерв
Исключён в ноябре 1998
Название Отчаянный
Заводской номер № 862
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 04.03.1977
Дата спуска 29.03.1980
Введён в строй 30.09.1982
Выведен в резерв
Исключён в конце 1990-х гг
Название Отличный
Заводской номер № 863
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 22.04.1978
Дата спуска 21.03.1981
Введён в строй 30.09.1983
Выведен в резерв
Исключён в конце 1990-х гг
Название Осмотрительный
Заводской номер № 864
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 27.10.1978
Дата спуска 24.04.1982
Введён в строй 30.09.1984
Выведен в резерв
Исключён в конце 1990-х гг
Название Безупречный
Заводской номер № 865
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 1980
Дата спуска 1983
Введён в строй 06.11.1985
Выведен в резерв
Исключён
Название Боевой
Заводской номер № 866
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 26.03.1982
Дата спуска 04.08.1984
Введён в строй 28.09.1986
Выведен в резерв
Исключён
Название Стойкий
Заводской номер № 867
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 28.09.1982
Дата спуска 27.07.1985
Введён в строй 31.12.1986
Выведен в резерв
Исключён в начале апреля 1999 (затонул в ожидании ремонта)
Название Окрыленный
Заводской номер № 868
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 16.04.1983
Дата спуска 31.05.1986
Введён в строй 30.12.1987
Выведен в резерв в конце 1990-х
Исключён
Название Бурный
Заводской номер № 869
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 1984
Дата спуска 1987
Введён в строй 30.09.1988
Выведен в резерв
Исключён
Название Гремящий (б. Ведущий)
Заводской номер № 870
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 23.11.1984
Дата спуска 30.05.1987
Введён в строй 30.12.1988
Выведен в резерв
Исключён
Название Быстрый
Заводской номер № 871
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 29.10.1985
Дата спуска 28.11.1987
Введён в строй 30.09.1989
Выведен в резерв
Исключён
Название Расторопный
Заводской номер № 872
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 15.08.1986
Дата спуска 04.06.1988
Введён в строй 30.12.1989
Выведен в резерв
Исключён
Название Безбоязненный
Заводской номер № 873
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 1987
Дата спуска 1989
Введён в строй 28.11.1990
Выведен в резерв
Исключён
Название Безудержный
Заводской номер № 874
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 1987
Дата спуска 1990
Введён в строй 25.06.1991
Выведен в резерв
Исключён
Название Беспокойный
Заводской номер № 875
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 1988
Дата спуска 1990
Введён в строй 28.12.1991
Выведен в резерв
Исключён
Название Настойчивый (б. Московский Комсомолец)
Заводской номер № 876
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 1989
Дата спуска 1991
Введён в строй 30.12.1992
Выведен в резерв
Исключён
Название Адмирал Ушаков (б. Бесстрашный)
Заводской номер № 877
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 1990
Дата спуска 1992
Введён в строй 30.12.1993
Выведен в резерв
Исключён
Название Внушительный
Заводской номер № 2211
Судостроитель Завод в Николаеве
Дата закладки 30.8.1983
Дата спуска
Введён в строй
Выведен в резерв
Исключён снят со строительства, спущен 17.10.1987 г. и превращен в плавсклад при заводе. Впоследствии разделан на металл.
Название Екатеринбург (б. Важный)
Заводской номер № 878
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 1988
Дата спуска 30.04.1991
Введён в строй 1999
Выведен в резерв
Исключён передан КНР, где получил название "Ханьчжоу"
Название Александр Невский (б. Вдумчивый)
Заводской номер № 879
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 1988
Дата спуска 1992
Введён в строй 2000
Выведен в резерв
Исключён передан КНР, где получил название "Фучжоу"
Название 20-й корпус
Заводской номер № 880
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 1992
Дата спуска
Введён в строй
Выведен в резерв
Исключён постройка была приостановлена при технической готовности 20%.
Корабли проекта 956 ознаменовали собой возрождение класса эскадренных миноносцев после 20-летнего перерыва. Это единственные за всю историю отечественного флота эсминцы официально причисленные к кораблям 1 ранга. При подготовке тактико-технического задания, выданного в 1970 году, проект первоначально задумывался как ракетно-артиллерийский корабль водоизмещением около 5000 тонн для обеспечения высадки десанта, но потом его сделали более универсальным по назначению чтобы корабль мог действовать не только в составе ордера, но и самостоятельно. Специально для пр.956 начали разработку 130-мм артустановки.
Проектирование осуществлялось с 1971 г. в Ленинграде коллективом профессора В.Юхина в Северном ПКБ, главный конструктор И.И.Рубис, главный наблюдающий от ВМФ капитан 1 ранга И.М.Стецюра, затем – кап. 2 ранга В.Г.Басов. По конструкции корпуса корабль имеет полубачную архитектуру с симметричным размещением артиллерии и ЗРК. Имея мощное ударное вооружение, эсминец пр.956 был оснащен средствами ПЛО, обеспечивающими лишь защиту от подводных лодок. Учитывая эти обстоятельства, было принято решение о создании системы из двух кораблей. Корабль УРО и ПВО — пр.956, и специализированный корабль ПЛО, создаваемый в развитие БПК пр.1135 и получивший проектный номер 1155. По сути, планировались совместные действия пр.956 и БПК пр.1155 в составе соединений и групп.
Корабль вооружили новейшим противокорабельным комплексом «Москит» с двумя четырехконтейнерными ПУ вместо первоначально предлагавшихся ПКР П-15. Активно-пассивная система управления ракетами «Минерал» расположена в обтекателе на крыше носовой надстройки. 130-мм универсальные артустановки главного калибра АК-130 предназначены для уничтожения морских, воздушных и береговых целей, для управления ими служит станция МР-184. Одно из новшеств – оптико-локационная станция, находящаяся в носовой части между мостиком и ПУ ЗРК, и совмещающая в себе лазерный дальномер и локатор для управления стрельбой артиллерии и целеуказания. ПВО помимо двух спаренных 130-мм универсальных скорострельных артустановок и двух батарей 30-мм шестиствольных комплексов АК-630 было значительно усилено за счет ЗРК коллективной звщиты М-22 «Ураган» с двумя однобалочными пусковыми установками и многоканальной системой наведения, состоящей из шести антенных постов. Ангар для временного базирования противолодочного вертолёта Ка-27, размещенный за грот-мачтой значительно выше главной палубы, из-за дефицита свободного пространства был сделан раздвижным.
Противолодочное вооружение ЭМ состоит из двух двухтрубных 533-мм торпедных аппаратов и двух 6-ствольных реактивных бомбометов РБУ-1000 (выполняют также функцию противоторпедной защиты). Относительно небольшая ГАС «Платина-С» расположена в носовом бульбе, имеется также специальная станция МГ-7 для обнаружения подводных диверсантов.
На фок-мачте расположены РЛС общего обнаружения «Фрегат-М» и другие радиотехнические средства. Грот-мачта ажурная и использована, в основном, для размещения средств связи и РЭБ.
Эсминцы пр.956 являются единственными в мире кораблями 3-го поколения с котлотурбинной установкой (первоначально в проекте рассматривалась ГТУ). Котлотурбинная энергетическая установка корабля позволяет развивать высокую скорость – свыше 30 узлов. Высоконапорные паровые котлы имеют меньшую удельную массу (по сравнению с предыдущими моделями) и увеличенный КПД при полной нагрузке. Однако впоследствии выявились и недостатки: снижение КПД при малых и средних нагрузках и низкий ресурс, а также сложная эксплуатация, требующая высокой квалификации. Ограничения в финансировании оборонного ведомства в 1990-х гг. привели к тому, что часть кораблей, нуждавшихся именно в ремонте ГЭУ были выведены из состава флота. Для обеспечения электроэнергией ЭМ имеет два турбо- и четыре дизель-генератора.
На 4-м и 5-м кораблях установлена РЛС общего обнаружения «Фрегат-М2» с фазированной антенной решеткой, введены также другие незначительные усовершенствования. Начиная с 6 корабля устанавливается новая РЛС МР-750 «Фрегат-МА». Начиная с 14 корпуса эсминцы оснащались новым радиоэлектронным и навигационным оборудованием (пр.956-А).
После подписания контракта с Китаем в 1997 г. два корпуса (з/н 878 и 879) были достроены по экспортному проекту 956-Э, рарзаботанному в Северном ПКБ специально для ВМС НОАК. Они отличаются в основном экспортным исполнением систем вооружения: ПКРК «Москит-Э», ЗРК «Штиль», РЛС «Фрегат-М2ЭМ» и др. Оба корабля вошли в состав ВМС НОАК в 1999 и 2000 годах.
Последний корабль (з/н 880) строился по проекту 956-У с улучшенным вооружением (ПКРК «Москит-М» с увеличенной дальностью стрельбы), но его строительство было прекращено в начале 1990-х гг. Испытания противокорабельной ракеты «Москит-М» в июле 2004 г. были проведены на ЭМ «Бесстрашный» (ныне «Адмирал Ушаков»).
В 2002 году Россия заключила новый договор с Китаем на поставку еще двух эскадренных миноносцев. Но на этот раз был разработан значительно усовершенствованный проект получивший обозначение 956-ЭМ. На нем был изменен состав вооружения (ПКРК «Москит-МЭ», ЗРАК «Каштан» и др.), несколько перекомпонована архитектура надстройки. Два корабля были заложены на стапелях ОАО «ССЗ «Северная верфь» в Санкт-Петербурге в 2002 году.
19 кораблей строились на ленинградском судостроительном заводе №190 имени А.А.Жданова («Северная верфь») с 1976 года. В настоящее время в Санкт-Петербурге на том же ССЗ находился недостроенным еще один (20-й) корпус. Кроме того, завод располагал корпусными секциями не заложенных на степеле еще двух кораблей, но в 1994 г. они были исключены из планов строительства, а затем попали под утилизацию. Эсминец «Внушительный» был заложен на заводе имени 61 коммунара (№200) в Николаеве, но вскоре он был снят со строительства и в 1987 г. превращен в плавсклад при заводе.
Два корпуса (18-й «Екатеринбург» и 19-й «Александр Невский») после долгого простоя были достроены по экспортному проекту 956-Э для китайских ВМС. Контракт на продажу был подписан 19 ноября 1997 г., а в 1999 г. первый корабль уже был сдан комиссии и вошел в состав ВМС НОАК. Второй корабль прошел приемосдаточные испытания в 2000 г. и также вошел в состав ВМС НОАК (оба – в Восточный флот). При этом эсминцы совершили беспрецедентный переход через 13 морей и 3 океана без каких-либо отказов техники. В течение последующих лет рассматривался вопрос о постройке Китаю ещё двух таких кораблей и в начале 2002 г. ФГУП «Рособоронэкспорт» заключило контракт с Министерством обороны Китайской Народной Республики на постройку новых эсминцев пр.956-ЭМ. Корабли были заложены в июне и ноябре 2002 г. на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». По предварительным оценкам новые корабли будут передаваться заказчику в середине 2006 г. Общая сумма внешнеэкономического контракта составила, по разным оценкам, от 1 до 1,4 млрд. долларов.
В составе Российского флота находится 11 кораблей этого проекта, в том числе 5 в КСФ, 2 в ДКБФ и 4 в КТОФ. Выведенные из состава флота эсминцы могли бы продолжать службу, но из-за отсутствия финансирования плановый ремонт, как правило, не проводился и материальная часть кораблей быстро выходила из строя.
Характеристики
Водоизмещение полное, т
7940
Водоизмещение стандартное, т
6500
Длина, м
156,37
Ширина, м
17,19
Осадка, м
7,79
Мощность силовой установки, л.с.
2 x 49750
Скорость хода максимальная, узлов
33,4
Скорость хода экономическая, узлов
18,4
Дальность плавания экономическим ходом, миль
5340
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)
344 (31)
Автономность, сут.
30
БИУС
"Сапфир-У"
РЛС общего обнаружения
1 х "Фрегат-М" на 1-3-м корпусах или 1 х "Фрегат-М2" на 4-5-м корпусах или 1 х МР-750 "Фрегат-МА" на остальных
РЛС обнаружения НЦ
3 х "Волга"
НРЛС
1 х "Вайгач" на пр.956-А
ГАС
"Платина-С", МГ-7
средства РЭБ
"Старт-2"
комплексы выстреливаемых помех
2 Х 2 ПУ ПК-2, 8 Х 10 ПУ ПК-10 "Смелый"
оптико-локационная станция
1 х ДВУ-2
РЛС управления огнем
1 Х "Минерал" для ПКРК "Москит" 6 Х МР-700 для ЗРК "Ураган" 1 Х МР-184 "Лев-218М" для 130-мм АУ 2 Х МР-123 "Вымпел" для 30-мм АУ
средства радионавигации
2 Х для вертолета
средства связи
РЛС госопознавания
Вооружение
авиагруппа
Тип ЛА вертолеты
Модель вертолет Ка-27
Количество 1
Примечания
артиллерия
Тип ЗАК
Модель АК-630
Калибр, мм 30-мм
Количество 4
Стволов 6
Боекомплект
Тип АУ
Модель АК-130
Калибр, мм 130-мм
Количество 2
Стволов 2
Боекомплект
реактивно-бомбовое вооружение
Тип РБУ-1000
Модель "Смерч-3"
Калибр, мм
Количество 2
Направляющих 6
Бомб (реактивных снарядов) 48
Модель РГБ-10
минное вооружение
может нести мины вперегруз на верхней палубе (до 40)
торпедное вооружение
Тип ТА
Модель ДТА-53
Калибр 533-мм
Количество ПУ 2
Количество направляющих 2
Боекомплект
ракетное вооружение
Тип ЗРК
Модель М-22 "Ураган"
Количество ПУ 2
Количество направляющих 1
Боекомплект 48 ЗУР 9М38М
Тип ПКРК
Модель ПУ КТ-190 "Москит"
Количество ПУ 2
Количество направляющих 4
Боекомплект 8 ПКР 3М80 "Москит"
Двигатель
Главная энергетическая установка: котлотурбинная
4 паровых котлаКВН-98/64-11, 2 паровых турбины
суммарная мощность, л.с. (кВт)
99 500 (73 100)
дизель-генераторы, мощность, (кВт)
4 Х 600
турбогенераторы, мощность, (кВт)
2 Х 1250
Современный 2.jpgСовременный 3.jpg
Современный 4.jpgСовременный 7.jpgСовременный 8.jpg