Показать сообщение отдельно
Старый 12.11.2008, 12:04      #8
Al 777
Модератор
 
Аватар для Al 777
По умолчанию

Россия

Сторожевые корабли

Пытливый 01.jpg

Корабли типа “Бдительный” (проект 1135 "Буревестник")

Название Бдительный
Заводской номер № 151
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 21.07.1968
Дата спуска 28.03.1970
Введён в строй 31.12.1970
Выведен в резерв
Исключён 31.07.1996

Название Бодрый
Заводской номер № 152
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 15.01.1969
Дата спуска 28.04.1971
Введён в строй 31.12.1971
Выведен в резерв
Исключён 17.07.1997

Название Достойный
Заводской номер № 11
Судостроитель Завод "Залив" в Керчи
Дата закладки 11.08.1969
Дата спуска 08.05.1971
Введён в строй 31.12.1971
Выведен в резерв
Исключён 30.06.1993

Название Свирепый
Заводской номер № 153
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 15.06.1970
Дата спуска 27.01.1971
Введён в строй 29.12.1972
Выведен в резерв
Исключён 30.06.1993

Название Сильный
Заводской номер № 154
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 15.03.1971
Дата спуска 29.08.1972
Введён в строй 30.06.1973
Выведен в резерв
Исключён 30.06.1994

Название Доблестный
Заводской номер № 12
Судостроитель Завод "Залив" в Керчи
Дата закладки 30.11.1970
Дата спуска 22.02.1973
Введён в строй 28.12.1973
Выведен в резерв
Исключён 03.07.1992

Название Сторожевой
Заводской номер № 155
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 20.07.1972
Дата спуска 21.03.1973
Введён в строй 30.12.1973
Выведен в резерв
Исключён в конце 1990-х гг

Название Разумный
Заводской номер № 156
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 26.06.1972
Дата спуска 20.07.1973
Введён в строй 30.09.1974
Выведен в резерв
Исключён 16.03.1998

Название Разящий
Заводской номер № 157
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 28.9.1972
Дата спуска 22.07.1974
Введён в строй 30.12.1974
Выведен в резерв
Исключён 29.10.1992

Название Дружный
Заводской номер № 158
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 12.10.1973
Дата спуска 22.01.1975
Введён в строй 30.09.1975
Выведен в резерв
Исключён в конце 1990-х гг

Название Деятельный
Заводской номер № 13
Судостроитель Завод "Залив" в Керчи
Дата закладки 21.06.1972
Дата спуска 05.04.1975
Введён в строй 25.12.1975
Выведен в резерв
Исключён 10.07.1995

Название Жаркий
Заводской номер № 711
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 16.04.1974
Дата спуска 03.11.1975
Введён в строй 29.06.1976
Выведен в резерв
Исключён в конце 1990-х гг

Название Ретивый
Заводской номер № 712
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 12.06.1976
Дата спуска 14.08.1976
Введён в строй 28.12.1976
Выведен в резерв
Исключён 04.08.1995

Название Легкий (б. Ленинградский Комсомолец)
Заводской номер № 713
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 22.04.1974
Дата спуска 01.04.1977
Введён в строй 29.09.1977
Выведен в резерв
Исключён н/д

Название Беззаветный
Заводской номер № 14
Судостроитель Завод "Залив" в Керчи
Дата закладки 28.05.1976
Дата спуска 07.05.1977
Введён в строй 30.12.1977
Выведен в резерв
Исключён 08.09.1997 (передан Украине и переименован в U134 "Днiпропетровськ")

Название Летучий
Заводской номер № 714
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 09.03.1977
Дата спуска 19.03.1978
Введён в строй 10.08.1978
Выведен в резерв
Исключён н/д

Название Пылкий
Заводской номер № 715
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 06.05.1977
Дата спуска 20.08.1978
Введён в строй 28.12.1978
Выведен в резерв
Исключён

Название Задорный
Заводской номер № 716
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки 10.11.1977
Дата спуска 25.03.1979
Введён в строй 31.08.1979
Выведен в резерв
Исключён в конце 1990-х гг

Название Безукоризненный
Заводской номер № 15
Судостроитель Завод "Залив" в Керчи
Дата закладки 12.07.1978
Дата спуска 03.06.1979
Введён в строй 29.12.1979
Выведен в резерв
Исключён 08.09.1997 (передан Украине и переименован в U133 "Миколаiв")

Название Ладный
Заводской номер № 16
Судостроитель Завод "Залив" в Керчи
Дата закладки 25.05.1979
Дата спуска 07.05.1980
Введён в строй 29.12.1980
Выведен в резерв
Исключён

Название Пытливый
Заводской номер № 717
Судостроитель Завод имени А.А.Жданова (Северная верфь) в Ленинграде
Дата закладки
Дата спуска
Введён в строй
Выведен в резерв
Исключён так и не был заложен и 21.02.1979 г. снят со строительства.

Название Порывистый
Заводской номер № 17
Судостроитель Завод "Залив" в Керчи
Дата закладки 21.05.1980
Дата спуска 16.05.1981
Введён в строй 29.12.1981
Выведен в резерв
Исключён 05.07.1994

Далее корабли проекта 1135-М

Название Резвый
Заводской номер № 152
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 10.12.1973
Дата спуска 30.05.1975
Введён в строй 30.12.1975
Выведен в резерв
Исключён в конце 1990-х гг

Название Резкий
Заводской номер № 160
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 28.07.1974
Дата спуска 17.02.1976
Введён в строй 30.09.1976
Выведен в резерв
Исключён 04.08.1995

Название Разительный
Заводской номер № 161
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 11.02.1975
Дата спуска 01.07.1976
Введён в строй 31.12.1976
Выведен в резерв
Исключён 08.09.1997 (передан Украине и переименован в U132 "Севастополь")

Название Грозящий
Заводской номер № 162
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 04.05.1975
Дата спуска 07.02.1977
Введён в строй 30.09.1977
Выведен в резерв
Исключён 13.02.1995

Название Неукротимый (б. Комсомолец Литвы)
Заводской номер № 163
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 22.01.1976
Дата спуска 07.09.1977
Введён в строй 30.12.1977
Выведен в резерв
Исключён

Название Громкий
Заводской номер № 164
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 23.06.1976
Дата спуска 11.04.1978
Введён в строй 30.09.1978
Выведен в резерв
Исключён 16.03.1998

Название Бессменный
Заводской номер № 165
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 11.01.1977
Дата спуска 09.08.1978
Введён в строй 26.12.1978
Выведен в резерв
Исключён 16.03.1998

Название Горделивый
Заводской номер № 166
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 26.07.1977
Дата спуска 03.05.1979
Введён в строй 20.09.1979
Выведен в резерв
Исключён 05.07.1994

Название Рьяный
Заводской номер № 167
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 01.03.1978
Дата спуска 01.09.1979
Введён в строй 31.12.1979
Выведен в резерв
Исключён 17.07.1997

Название Ревностный
Заводской номер № 168
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 27.06.1979
Дата спуска 23.04.1980
Введён в строй 27.12.1980
Выведен в резерв
Исключён в конце 1990-х гг

Название Пытливый
Заводской номер № 169
Судостроитель Завод "Янтарь" в Калининграде
Дата закладки 27.06.1979
Дата спуска 16.04.1981
Введён в строй 30.11.1981
Выведен в резерв
Исключён

Развивая линию больших, океанских, противолодочных кораблей пр.1134-А и 1134-Б руководство ВМФ решило начать разработку БПК меньшего размера для обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей и поиска ПЛ в открытых морских районах, где эффективность действия сторожевых кораблей пр.159 и пр.35 была недостаточной. В 1964 году Северному ПКБ было выдано тактико-техническое задание на проектирование БПК II ранга проекта 1135 под шифром «Буревестник». Создать проект корабля относительно небольшого водоизмещения, способного решать широкий круг задач по проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод, было поручено коллективу профессора В.Юхина, главным конструктором назначили Н.П. Соболева, а главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 2 ранга И.М.Стецюра. Проектирование корабля было закончено в 1966 году.

При сравнительно ограниченном стандартном водоизмещении в 2800 тонн корабль имел достаточно мощное противолодочное вооружение состоящее из 4-хтрубной ПУ ПЛУР «Метель», двух четырёхтрубных 533-мм ТА и двух РБУ-6000. БПК имел гидроакустическое вооружение идентичное БПК пр.1134-Б: ГАС «Титан-2» в бульбовом обтекателе и буксируемую ГАС «Вега».

Кроме этого имелись две станции обнаружения ПЛ по кильватерному следу (следоподобной аномалии). Вооружение ПВО включало: два ЗРК самообороны «Оса-М» (общий боекомплект 40 ракет) и две спаренные универсальные 76,2-мм артустановки АК-726 с одной РЛС управления «Турель». В качестве РЛС общего обнаружения на корабле использовалась РЛС «Ангара». Корабль пр.1135 не имел ударного ракетного оружия и мог поражать надводные цели только артиллерией (весьма слабой по калибру) и торпедами. Наконец, дальность обнаружения ПЛ гидроакустикой была много меньше дальности стрельбы ПЛУР. Если на проектах 1134-А и 1134-Б для поиска ПЛ на больших дальностях имелся вертолёт Ка-25, то на этом корабле он отсутствовал. Тогдашние «теоретики» использования этого корабля считали, что они будут действовать парами: один корабль поисковый, а второй ударный и таким образом удастся реализовать всю дальность стрельбы ПЛУР. Для обоснования этой оригинальной тактики были исписаны целые тома научных трактатов.

Идея создания специализированных по задачам кораблей в данном случае дошла уже до абсурда, в результате чего был создан корабль специализированный и по тактике боевого применения. Очевидно понимая это, Главком ВМФ высказал мысль, что эти корабли «...должны будут действовать вместе с противолодочной авиацией и, в частности, с вертолётами ПЛО берегового базирования». Только после принятия на вооружение комплекса ПЛУР «Раструб-Б» (вместо «Метели»), способного поражать и надводные цели, система вооружения корабля получилась более сбалансированной.

Сторожевой корабль (так он стал классифицироваться с 1977 г.) пр.1135 имеет полубачную архитектуру со сравнительно высоким надводным бортом, что позволяет ему хорошо держаться в море при развитом волнении. Однако расположение оружия и вооружения нельзя признать удачным. Оно в определённой степени напоминает размещение на РКР пр.58: в носовой части размещается наводящаяся ПУ ПЛУР «Метель» (1х4), а в кормовой оконечности – обе артиллерийские установки (как на пр.58). ЗРК размещены более удачно – по одному комплексу в носу и в корме.

В качестве главной энергетической установки была принята ГГТУ М-7 подобная М-5, установленной на БПК пр.1134-Б, но только с одной форсажной газовой турбиной на каждом валу. Благодаря специальному устройству редуктора обеспечивалась работа и одного маршевого двигателя на оба вала. Также как и у ГЭУ пр.1134-Б газовые турбины имеют газовый реверс, что позволило получить дальность плавания более 4000 миль при экономической скорости.

В целом СКР пр.1135 получился очень удачным и имел хорошие мореходные качества. Испытания показали, что мореходность «Буревесника» по использованию оружия достигла 5 баллов, а буксируемую ГАС можно было использовать при волнении до 4 баллов. На западе этот корабль получил обозначение «Krivak-I class».

Если сравнить СКР пр.1135 и его модификации с иностранными аналогами, то можно заметить, что они если и уступали по возможностям ПЛО то не на много (фрегаты США типа «Нокс» обладали лучшей ГАС, но имели менее дальнобойный комплекс ПЛУР), а возможности ПВО были у нашего корабля даже несколько выше (только 6 фрегатов США «Брук» сильнее). Однако отсутствие авиационного вооружения и слабое артиллерийское вооружение (особенно на пр.1135) существенно снижало боевые возможности наших кораблей. Проведённая в 1970-х годах модернизация и довооружение многих фрегатов США и Великобритании новыми ЗРК типа «Си Спарроу», ПКР «Гарпун» и «Экзосет», многоцелевыми вертолётами привела к быстрому моральному устареванию отечественных СКР пр.1135. Наконец, строительство в США крупной серии (планировалась серия в 86 единиц) многоцелевых фрегатов УРО типа «Оливер Х.Перри» привело к ещё большему качественному отставанию отечественных СКР.

В процессе строительства сторожевых кораблей пр.1135 было решено усилить их артиллерийское вооружение за счёт установки новых 100-мм АУ АК-100 с РЛС управления «Лев», а заодно установить и более совершенную ГАС «Титан-2Т». Эти улучшения привели к увеличению стандартного водоизмещения почти на 140 т. Модернизированные СКР пр.1135-М строились параллельно с основной серией с 1975 г. (получили на западе обозначение «Krivak-II class»).

На некоторых СКР пр.1135 во время ремонтов на СРЗ на крыше помещения лебедки буксируемой ГАС устраивались площадки для приёма грузов от вертолёта или для его посадки в крайнем случае. Как уже отмечалось выше – кораблю явно не хватало вертолётного вооружения.

Хорошие мореходные качества этих кораблей обратили на них внимание пограничников, когда те стали выбирать пограничный корабль для контроля экономической зоны на Тихом океане в начале 1970-х годов. По ТТЗ, выданному КГБ СССР в Северное ПКБ, был выполнен проект пограничного сторожевого корабля 11351. На нём вместо демонтированного комплекса ПЛУР была размещена одна 100-мм АУ АК-100, вместо всего кормового комплекса вооружения была размещена ВПП с ангаром для вертолёта и 30-мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел». Также была размещена новая подкильная ГАС «Платина-С» и буксируемая ГАС «Бронза». По этому проекту было построено 8 корпусов («Krivak-III class»).

В 1983-1984 годах сторожевой корабль «Жаркий» был модернизирован по пр.11353 на заводе им. А.А.Жданова с размещением нового ГАК «Звезда-МГ» для отработки. При этом его стандартное водоизмещение увеличилось более чем на 350 тонн.

В 1983 году был разработан проект 11352 с размещением на кораблях ПКРК «Уран». Однако реализация его из-за срывов сроков создания нового поколения тактических ПКР затянулась до начала 1990-х годов. До развала СССР и обвального сокращения ВМФ удалось провести модернизацию только двух кораблей: «Ленинградский комсомолец» и «Пылкий». На них место снятых РБУ-6000 были установлены по две счетверённые ПУ ПКР «Уран», вместо РЛС «Ангара» установлена «Фрегат-МА», вместо ГАС «Титан-2» – ГАС «Титан-2Т». Правда прошедшие модернизацию корабли плавали без ПКР из-за их неготовности (на западе они именовались «Modified Krivak-I class»).

В середине 1980-х годов на базе пр.11351 в Северном ПКБ стали прорабатывать экспортный вариант – проект 11356. На нём предлагалось разместить ПУ ПКРК «Уран», новый ЗРК и др. Следовательно, развивая пр.11351, можно было бы выйти на создание вполне сбалансированного многоцелевого корабля, но руководство ВМФ этим направлением развития кораблей не заинтересовалось. Повторялась история с проектом 61-МЭ, когда экспортный вариант был лучше чем базовый и показал возможность создания, при желании, многоцелевого корабля в ограниченном водоизмещении.

Головной корабль проекта 1135, получивший наименование «Бдительный», был построен в 1970 году на заводе «Янтарь» (ССЗ №820) в Калининграде. Строительство этих кораблей было развёрнуто ещё на двух заводах: им. А.А.Жданова (№190) в Ленинграде и «Залив» (№532) в Керчи. Всего по этому проекту до 1981 года был построен 21 корабль и ещё один планировался, но не был заложен. С 1975 года параллельно с базовым проектом строились корабли модернизированного пр.1135-М (было построено 11 корпусов).

Корабли пр.1135 широко использовались на всех флотах в качестве основного боевого корабля морской зоны. Они были распределены по флотам следующим образом: 7 – на Балтике, 5 – на Севере, 4 – на Тихом океане и 5 – на Чёрном море (один впоследствии переведён на БФ). 28 июня 1977 г. эти корабли были переклассифицированы из больших противолодочных II ранга в сторожевые корабли.

8 ноября 1975 года произошло невиданное событие в ВМФ СССР – на СКР «Сторожевой» произошёл мятеж, организованный замполитом корабля Саблиным, пытавшымся обратить внимание общественности страны на губительную для неё политику, проводимую советским руководством. На перехват мятежного корабля были посланы фронтовые бомбардировщики Су-24, давшие предупредительный залп из пушек, после чего команда сдалась властям, а Саблин впоследствии был расстрелян как изменник Родины.

БПК «Бдительный» летом 1972 г., находясь в зоне военных действий при несении боевой службы на Средиземном море, выполнял задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта и Сирии.

После рездела Черноморского флота два СКР – «Безукоризненный» и «Беззаветный» в 1997 г. вошли в состав ВМС Украины (переименованы соответственно в U133 «Миколаiв» и U134 «Днiпропетровськ»). Последний выведенный из состава ВМФ стал СКР «Задорный» Северного флота.

В настоящее время в составе ВМФ России остались только два корабля пр.1135: «Пылкий» (на БФ) и «Ладный» (на ЧФ) и два корабля пр.1135-М: «Пытливый» (на Чёрном море) и «Неукротимый» (на Балтике)

Характеристики

Водоизмещение наибольшее, т
3436
Водоизмещение полное, т
3191
Водоизмещение нормальное, т
3013
Водоизмещение стандартное, т
2835
Длина, м
122,9
Ширина, м
14,19
Осадка, м
7,21
Мощность ГТУ, л.с.
2 x 26000
Скорость полного хода, узлов
32
Скорость хода экономическая, узлов
20
Дальность плавания, миль
4600
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)
192 (22)
Автономность, сут.
30

БИУС
"Планшет-35"
РЛС общего обнаружения
1 х МР-310 "Ангара-А"
РЛС обнаружения НЦ
1 х "Волга" или "Вайгач"
ГАС
МГ-332 "Титан-2", МГ-325 "Вега" буксируемая, или ГАК "Звезда-МГ" только на "Жарком"
средства РЭБ
"Старт", БАТ-1 акустический охранитель
комплексы выстреливаемых помех
4 Х 16 ПУ ПК-16 или 8 Х 10 ПУ ПК-10 "Смелый" на одном корабле
станция обнаружения кильватерного следа
2 х СОКС
оптико-электронные приборы
2 х МТ-45
РЛС управления огнем
2 Х "Муссон" для ПЛРК "Метель" 1 Х 4Р33 для ЗРК "Оса-М" 1 Х МР-105 "Турель" для 76,2-мм АУ
средства связи

РЛС госопознавания
"Никель" /"Хром"

Вооружение

артиллерия

Тип АУ
Модель АК-726
Калибр, мм 76,2-мм
Количество 2
Стволов 2
Боекомплект

реактивно-бомбовое вооружение

Тип РБУ-6000
Модель "Смерч-2"
Калибр, мм
Количество 2
Направляющих 12
Бомб (реактивных снарядов) 96
Модель РГБ-60

минное вооружение

может нести мины на верхней палубе (от 16 до 20)

торпедное вооружение

Тип ТА
Модель ЧТА-53-1135
Калибр 533-мм
Количество ПУ 2
Количество направляющих 4
Боекомплект

ракетное вооружение

Тип ЗРК
Модель 4К33 "Оса-М"
Количество ПУ 2
Количество направляющих 2
Боекомплект 40 ЗУР 9М33М

Тип ПЛРК
Модель РПК-3 "Метель" или УРК-5 "Раструб-Б"
Количество ПУ 1
Количество направляющих 4
Боекомплект 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

Двигатель

Главная энергетическая установка: ГГТУ М-7

2 маршевых газовых турбины М-62
суммарная мощность, л.с. (кВт)
12 000 (8 820)
2 форсажных газовых турбины М-8К
суммарная мощность, л.с. (кВт)
36 000 (26 460)

Пытливый 2.jpgПытливый 3.jpgПытливый 4.jpg
Пытливый 5.jpgПытливый 6.jpg
__________________
Не тяните за хвост, если не известно точно, что на другом конце. - Правило Челлиса (закон Мэрфи).
Al 777 вне форума Пол: Мужчина   Ответить с цитированием Вверх
Благодарности: 2
Mess (12.11.2008), Orn Afion (12.11.2008)