 |
Цитата:
За сутки до выхода армейцев из отпуска, что не кричит, конечно, о спешке, но и никак не свидетельствует об основательной предопределенности и многомесячных контактах по поводу контракта, руководством ЦСКА всё-таки был сделан ход конём в деле развития своей команды. Под самый конец новогодних праздников все армейские болельщики получили-таки долгожданный подарок: вместо, очевидно, до последнего сомневавшегося в своих шагах Валерия Газзаева к руководству армейским клубом был призван бразилец Артур Антунис Коимбра, в миру больше известный как Зико. Что же мы знаем о нём: об этом выдающемся футболисте, неоднозначном пока что тренере и наконец-то получившем большой шанс проявить свои амбиции человеке? Человеке, которого президент ЦСКА Евгений Гинер уже успел назвать приоритетом в загадочном списке из Шустера, Райкаарда, Слуцкого и других кандидатов, которые в той или иной степени рассматривались руководством московского клуба на вакантное место наставника, и перед которым Вагнер Лав, по его же собственному признанию (а ему в вопросе, касающемся соотечественника, безусловно, виднее), готов встать на колени…
Карьера Зико как футболиста является, пожалуй, одним из самых наглядных свидетельств того, как несправедлив порой бывает футбол к своим лучшим сынам. Впрочем, всем, в конце концов, и невозможно стать лучшими, стать чемпионами мира. Зико, прозванный "Белым Пеле" за феноменальный дриблинг, потрясающее чувство мяча и изумительное исполнение стандартных положений, в отличие от Пеле настоящего, трижды становившегося лучшим на планете, никогда не поднимал над головой заветную статуэтку. Будучи участником трёх Мундиалей, максимальным достижением Зико остаются бронзовые награды мирового форума 1978 года. В 1982 году демонстрировавшая поистине зажигательный бразильский футбол команда Теле Сантаны не смогла преодолеть барьер второго группового раунда, уступив будущим чемпионам мира итальянцам, а спустя ещё четыре года, на чемпионате мира в Мексике, проходившем уже по новой схеме, бразильцы уступили в четвертьфинале французам лишь по пенальти… В том матче, кстати, Зико, приехавший в сборную, несмотря на травму, появился на поле во втором тайме и мог вырвать для своей команды победу, заработав пенальти, однако и в этом случае судьба была не на стороне бразильца – вызвавшись пробить назначенный одиннадцатиметровый, Зико не смог переиграть голкипера "трёхцветных" Бата…
Несмотря ни на какие промахи в играх за "Селесао", Зико у себя на родине не переставал быть идолом. Отыграв в общей сложности (с небольшим перерывом на командировку в "Удинезе") шестнадцать сезонов за "Фламенго", этот игрок стал символом побед "рубронегрос" в восьмидесятые. Оказавшись в команде, в общем-то, случайно (а привёл паренька в школу "Фла" не папа, не тренер, а случайно заметивший его игру во дворе журналист местного радио Селсо Гарсия), Зико уже с первых матчей за основной состав продемонстрировал широкой публике свои незаурядные как личные качества, так и манеру обращения с мячом. Открыв счёт голам за "Фламенго" (которых в общей сложности наберётся 136) уже в своём дебютном поединке, Зико влюбил в себя болельщиков с первых же матчей. И пусть первые сезоны "Галиньо" (в переводе на понятный язык - "петушок" – так окрестили футболиста на родине за необычную стать) в клубе выдались для коллектива не слишком удачными, большие победы всё же нашли своего героя. Четырежды (в 1980, 1982, 1983, 1987 годах) Зико становился чемпионом Бразилии, а в 1981 году неудачу в национальном первенстве команда с лихвой компенсировала победой в Кубке Либертадорес и Межконтинентальном Кубке, разгромив в Японии, куда спустя несколько лет уже легендарному Зико ещё предстоит вернуться, не менее легендарный "Ливерпуль" тех лет 3:0…
После побед на международном уровне, предложения о продолжении карьеры в Европе последовали Зико как из рога изобилия. Конкуренцию уже давно к тому времени интересовавшимся игроком "Реалу" составили только из грандов "Барселона", "Ювентус", "Милан", "Фиорентина". Однако Зико выбрал скромный "Удинезе", куда и перебрался в 1983 году. Впрочем, отчаянная любовь бразильских фанатов едва не стала препятствием этому трансферу. Не иначе как на политическом уровне Зико со штампом "народное достояние" могли запретить отъезд в Европу. Разум, однако, всё же восторжествовал, да и не стали бы поклонники таланта мастера противиться отъезду, кабы знали, что уже через два года футболист вернётся обратно…
В первом же сезоне за клуб из Удине бразилец наколотил девятнадцать мячей, уступив в споре лучшего бомбардира серии А лишь не менее великому Платини, однако шикарный взлёт в следующем сезоне обернулся громким падением. Не пошедшая с начала сезона игра, тяжёлый климат Аппенин, проблемы с налогами, которых футболисты и тренеры с мировым именем почему-то никак не могут избежать – вот основные причины возвращения бразильца домой. "Фламенго", кстати, после возвращения своего лидера, тут же вновь выбилось в лидеры бразильского футбола, выиграв сначала чемпионат штата, а затем и первенство страны…
Зико дважды прощался с большим футболом. Сначала в 1989-ом, когда он резко изменил свою жизнь, сменив майку футболиста на строгий пиждак политика и получив работу в правительстве Бразилии. Второй раз - в 1994-ом и уже в Японии, куда футболист перебрался спустя год с небольшим кабинетной работы. Клуб "Касима Антлерс", за который бразилец забил больше пятидесяти мячей за три года, превратив его в условиях только оформлявшейся J-Лиги в одного из лидеров японского футбола, по достоинству оценил заслуги легионера, не только предложив ему должность технического директора по окончанию карьеры, но и установив прижизненный памятник Зико-игроку перед входом на стадион.
Став между делом в 1995 году чемпионом мира по пляжному футболу, Зико, в руках которого фактически сосредоточилось управление японской командой, привёл её в 1997 году к первому в истории чемпионству. Поучаствовав в качестве помощника Марио Загалло в Мундиале 1998 года, Зико вернулся в страну Восходящего Солнца, так отчего-то полюбившуюся ему. Успехи бразильца как менеджера спустя три года не остались незамеченными в японских футбольных кругах – в 2002 году бразилец принял предложение возглавить сборную Японии вместо Филиппа Трусье, отставка которого после поражения в 1/8 финала от турков (0:1) на домашнем чемпионате мира была делом решённым. Победа на Кубке Азии-2004 была лишь шагом этой команды к Мундиалю в Германии, однако финального рывка сделать не получилось. Добыв лишь очко благодаря нулевой ничьей с хорватами и уступив австралийцам и бразильцам, японцы после группового этапа отправились домой, а Зико – в отставку.
Без дела, правда, долго сидеть не пришлось. Уже в июле 2006 Зико возглавил "Фенербахче", работу бразильца с которым можно признать вполне успешной. С разбегу выиграв чемпионат Турции, а в следующем году поразив всю футбольную общественность уверенной игрой в Лиге чемпионов (справедливости ради, стоит оговориться, что, по большей части, на своём стадионе), Зико уже во весь голос заявил о себе как о тренере. Его "Фенербахче", исповедовавший сугубо атакующий футбол (за приверженность некоей бесшабашности, кстати, он в итоге подвергся обструкции по итогам работы со сборной Японии), выиграл пять матчей из пяти на родном "Шюкру Сарачоглу", сломив сопротивление "Интера", ПСВ, ЦСКА, "Севильи" и "Челси". Матчи те, игравшиеся в течение последнего года с небольшим, наверняка памятны многим, и оценить игру той команды можно, покопавшись в своих воспоминаниях. Отдельно стоит отметить и тот факт, что игроки в "Фенербахче" были да, хорошие, но никак не великие. Армейские кадры начала нынешнего межсезонья никак не уступят заявке турецкой дружины, а поставленная за последние полгода игра – бонус, доставшийся Зико по наследству от предыдущего наставника. Использовать его - не обязанность бразильца, но шанс. Именно от работы с ЦСКА – клубом, который уже сделал себе имя на европейской арене, выиграв несколько лет назад Кубок УЕФА, - будет во многом зависеть дальнейшая карьера Зико. В случае успеха многие двери могут быть перед ним открыты, если же не получится, то… Думается, что "Бунёдкор", откуда бразилец, собственно, и перебрался в Москву, или ещё какой-нибудь богатый азиатский клуб с радостью примет наставника, который, как явственно следует из всей его биографии, проникся глубоким уважением к восточной культуре…
Пока же армейцы готовы пойти за тобой, Король Артур! Именно так прозвали Зико, вспомнив мифологию и настоящее имя наставника турецкие фаны в честь успехов команды, ведомой бразильцем, на евроарене. Успехов, надеемся, не последних…
|
 |