Рузвельт Теодор
26-й президент США (1901-1909)
27 октября 1858 - 6 января 1919
A1.jpg Теодор Рузвельт, 26-й президент США, родился 27 октября 1858 года в Нью-Йорке, США. Его стиль управления был достаточно жестким, что не устраивало многих, тем не менее он был настоящим "государственником" и превыше всего ставил интересы своей страны. За годы его нахождения у власти институт президентства в США стал пользовать огромным авторитетом. Он верил, что Соединенные Штаты станут державой мирового уровня и будут диктовать свои условия остальным странам. За время его правления США значительно усилили свои позиции и влияние Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Именно Теодор Рузвельт стоял у истоков создания Прогрессивной партии в 1912 году. Теодор Рузвельт родился в семье голландских купцов-эмигрантов, игравших значительную роль в жизни Нью-Йорка. Его мама была из Джорджии, из семьи ирландских землевладельцев. Что касается отца, то по словам самого Теодора, это был единственный человек, которого он действительно боялся.
Ребенок страдал астмой, поэтому образование он получил дома, и в 1876 году поступил в колледж в Гарварде. Несмотря на желание родителей, чтобы сын занимался наукой, Теодор предпочитал социологию и политологию, причем в 1882 году он начал писать книгу о войне 1812 года (The Naval War of 1812). В 1880 году Теодор Рузвельт женился на Алисе Хэттэуэй Ли, от которой у него родилась дочь.
Рузвельту очень не нравилось изучение права в колумбийском Университете, поэтому он радостью перешел на работу в Государственную ассамблею США в 1882 году. Там он проявил себя как энергичный, умный и свободолюбивый молодой человек. В 1884 году он возглавил реформаторское крыло партии Республиканцев. Его авторитет базировался на борьбе против коррупции, на различных социальных программах, а также идеях свободного предпринимательства.
В феврале 1884 года один день с разницей в час умерли мать и жена Теодора Рузвельта. Это был удар. Он решил на время оставить политику. Рузвельт писал книги - "Thomas Hart Benton", 1886, "Gouverneur Morris", 1887. Тогда же он приступил к созданию своего главного труда - четырехтомного "Winning of the West" (1889-1896). Это произведение добавиол теодору авторитета в научных кругах, его воспринимали как талантливого историка, он даже стал в 1912 году президентом американской Ассоциации историков.
Возврат в политику произошел благодаря Эдит Кэрроу, любовь к которой длилась с детства. Рузвельт баллотировался на пост мэра Нью-Йорка, однако занял лишь третье место. Несмотря на проигрыш, Рузвельт возвратился в Нью-Йорк, женился на Эдит, от которой родилось четыре сына и дочь.
В 1889 году Рузвельта назначили главой комиссии по социальным вопросам в администрации президента Харрисона. За шесть лет работы на этом посту Рузвельт значительно развил систему социальной поддержки населения. В 1895 году Рузвельт стал шефом полиции Нью-Йорка. Его честность и борьба с коррупцией привела к разногласиям с коллегами по партии. В 1897 он ушел с поста шефа полиции, предпочтя место секретаря по морским вооружения в администрации президента Маккинли. Он был инициатором морских учений в океане. О многом из-за участия Рузвельта началась война США с Испанией в 1898 году. Несмотря на отстаивание интересов государства, определенная доля тщеславия и желания поднять свой рейтинг за счет военных побед была причиной этой войны. Он даже ушел в отставку ради участия в войне - в апреле Рузвельт организовал 1-й добровольческий кавалерийский отряд, воевал на Кубе и летом того же года возвратился в Нью-Йорк героем. Теперь ему было легко победить на выборах губернатора.
В 1900 году Теодор Рузвельт стал кандидатом на пост вице-президента. Он снова победил. 14 сентября 1901 года президент США Маккинли был убит, и Рузвельт стал президентом. Тогда ему было всего 43 года - он стал самым молодым президентом США.18 февраля 1902 году Рузвельт поверг финансовую элиту страны в шок, поскольку он предпринял первые шаги по усилению федерального контроля над всей финансовой деятельностью в государстве. Тогда было возбуждено дело по прекращению монополистической деятельности компании Northern Securities Company, принадлежавшей железнодорожному магнату Моргану. За годы президентства Теодора Рузвельта антимонопольный комитет рассмотрел 43 подобных дела.
В 1902 году пять месяцев продолжалась забастовка шахтеров одной из крупных компаний. Тогда Рузвельт пошел на беспрецедентный шаг - он вмешался в ход событий и выступил на стороне бастующих.
Во время второго президентского срока Рузвельт активно развивал международные отношения США: он вмешался в алжирский кризис 1905-1906 годов, инициировал созыв 2й Гаагской Конференции 1907 года, поддерживал экономический рост в Японии, сыграв не последнюю роль в исходе Русско-японской войны 1904-1905 годов. За Портсмутский мир Рузвельт был удостоен Нобелевской премии мира.
На пороге I Мировой войны Рузвельт начал вой последний "крестовый поход" - убедить американцев вступить в союз с Антантой, поскольку победа Германии стала бы губительна для США. В результате США вступили в войну в 1917 году после атаки немецкой подлодки американского пассажирского корабля. Этот шаг изменил весь ход мировой войны.
Теодор Рузвельт умер 6 января 1919 года в собственном доме в Ойстер Бей, не дожив до исторических решений Версальского мира.
27 октября 1904 - Открывается первая линия нью-йоркского метро
A2.jpg27 октября 1904 года открылся метрополитен в Нью-Йорке. Это была первая система подземного скоростного транспорта в США. Торжественную церемонию открытия проводил мэр Нью-Йорка Джордж Макклин. Он стал и первым пассажиром метро. Экспериментальная подземная ветка прошла от северной части Сити Холла, под Лафайетт-стрит, Парк-авеню, Гранд-Централ, вдоль 42-й стрит до Таймс-сквер, по Бродвею и заканчивалась 145 улице. В 14:35 27 октября 1904 года первый поезд, в котором находился мэр и сопровождающая комиссия, проехал по указанному маршруту. В тот же день, в 19:00 началось массовое движение по ветке. В первый же день метро приняло более 100000 пассажиров.
Первая система метрополитена появилась в Лoндоне. Автором проекта был Чарльз Пирсон, скромный лондонский солиситор. Это знаменательное событие, в корне изменившее в будущем систему пассажирских перевозок во всех крупных городах мира, произошло в 1843 года, вскоре после открытия туннеля под Темзой (Thames Tunnel). В течение 10 лет проект строительства подземки между Фэррингтон-стрит и Бишопс-роад "гулял" по парламентским комитетам и комиссиям.
Наконец, в 1860 году началось строительство метрополитена (Metropolitan Railroad). Метод строительства был достаточно дорогостоящим и неудобным, поскольку сначала выкапывались длинные траншеи по пути следования поездов, затем создавались все необходимые укрепления, и только после этого туннель засыпался. Такой вешний способ строительства надолго портил внешний вид города.
10 января 1863 года линия лондонского метрополитена была, наконец, открыта для пассажирских перевозок. Первоначально поезда, ходившие в метро, работали на угле. Несмотря на ужасный смок и копоть, метро сразу очень понравилось жителям Лондона - за первый год работы метро его поезда перевезли 9500000 пассажиров.
В 1866 году Southwark Subway Company приступила к строительству целой сети линий метро в Лондоне, причем они собирались использовать подземный метод строительства, то есть туннели рылись сразу под землей. Эту систему строительства разработал Д. Грейтхед. Глубина туннелей была достаточна велика, чтобы при создании не потревожить фундаменты зданий, находящихся сверху. Новое метро изначально было электрифицировано. В годы I и II Мировых войн лондонское метро использовалось как укрытия английских самолетов.
Пирмер Лондона относительно метрополитена оказался достаточно "заразительным" - многие европейские столицы захотели такой же вид транспорта. В 1896 году открылась 4-километровая ветка метро в Будапеште.
Парижской метро (Chemin de Fer Metropolitain de Paris) было заложено в 1898 году, и уже через два года открылась 10-километровя ветка. Огромный вклад в разработку методов строительства внес французский инженер Ф. Бьенвеню, который предложил использовать вертикальные подпорки при создании станций и туннелей. Теперь конструкции стали более устойчивыми и не вызывали опасений относительно возможных разрушений внешних построек.
В начале 1930-х годов строительство метро было начато и в Москве. Оно велось с настоящим размахом и "на веки". Первая линия - Сокольническая - открылась в 1935 году. Позднее были достроены другие станции, многие из которых являются настоящим произведением искусства. Дело в том, что в Московском метрополитене акцент делается не только на обеспечение перевозок пассажиров, но также много внимания уделяется эстетической стороне проекта. По всеобщему признанию метро в Москве - самое красивое в мире. Порой станции напоминают музей.