Баллистическая ракета подводных лодок Р-29Р (РСМ-50)
rsm50 1.jpg
В начале 70-х годов в КБ академика В.Макеева в ответ на развертывание в США морских баллистических ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ) была начата опытно-конструкторская разработка двух морских ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы: жидкостной РСМ-50 и твердотопливной РСМ-52. В ракете РСМ-50 (Р-29Р, 3М40), ее системе управления и ракетном комплексе использовались схемные, конструктивные и технологические решения, прошедшие отработку и проверку на ракетах Р-29 (РСМ-40).
Комплекс Д-9Р с ракетой Р-29Р был создан в предельно сжатые сроки, менее чем за четыре года, что позволило Военно-Морскому Флоту начать развертывание ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы и разделяющимися головными частями на два-три года раньше, чем за рубежом. В последующем комплекс с ракетой РСМ-50 неоднократно модернизировался , в результате боевые блоки были заменены на более совершенные и расширены условия их боевого применения. Впервые новый ракетный комплекс обеспечивал формирование любого по количеству ракет залпа, что являлось весьма важным оперативно-тактическим обстоятельством.
Ракета РСМ-50 предназначалась для вооружения ПЛАРБ проекта 667БДР (по классификации НАТО - "Delta-III", по договору СНВ-1 - "Кальмар"). Головная лодка К-441 вступила в строй в декабре 1976 года. В период с 1976 по 1984 год Северный и Тихоокеанский флоты получили 14 подводных лодок этого типа с комплексом Д-9Р. Девять из них находятся в составе Тихоокеанского флота, а из пяти "Кальмаров" Северного флота один был выведен из боевого состава в 1994 г.
Совместные летные испытания Р-29Р проводились с ноября 1976 по октябрь 1978 года в Белом и Баренцевом морях на головной лодке К-441. Всего было запущено 22 ракеты, из них четыре в моноблочном, шесть в трехблочном и 12 в семиблочном снаряжении. Положительные результаты испытаний позволили принять на вооружение ракету с РГЧ ИН в составе ракетного комплекса Д-9Р в 1979 году.
На основе БР Р-29 было создано три модификации : Р-29Р (трёхблочная), Р-29РЛ (моноблочная), Р-29РК (семиблочная). Впоследствии от семизарядного варианта отказались, главным образом из-за несовершенства системы разведения боевых блоков. В настоящее время ракета находится на вооружении ВМФ в оптимальной для нее трехблочной комплектации.
На основе ракеты Р-29Р создана ракета-носитель "Волна". На западе комплекс получил обозначение SS-N-18 "Stingray".
Состав
r29r_02 2.jpg
Ракета размещается на атомных подводных лодках проекта 667БДР с боекомплектом 16 ракет. Новые технические решения, реализованные в ракете:
- создание разделяющейся головной части с индивидуальным наведением боевых блоков на цели;
- возможность оснащения ракет различными комплектациями головных частей;
- применение системы полной астрокоррекции и значительное повышение точности стрельбы;
- создание высокоскоростных малогабаритных боевых блоков с малым рассеиванием на атмосферном участке траектории.
Пуск ракет может производиться из подводного и надводного положений подводной лодки.
Двухступенчатая ракета Р-29Р выполнена по "уплотненной" схеме с "утопленными" в баках двигательными установками. Корпуса первой и второй ступеней состоят из баковых обечаек вафельной конструкции, изготовленных из алюминиево-магниевого сплава, двухслойного промежуточного и однослойных заднего и переднего днищ. В качестве энергетической установки первой ступени применен двухблочный двигатель, состоящий из неподвижного основного блока и двух, размещенных в кардановых подвесах, камер рулевого блока. На второй ступени применен размещенный в кардановом подвесе однокамерный двигатель. Управляющие усилия по каналам тангажа и рыскания обеспечиваются качанием двигателя в соответствующей плоскости, а по каналу крена — перераспределением выхлопных газов турбонасосного агрегата через управляющие сопла крена.
Ступени ракеты разделяются энергией газов наддува первой ступени, жесткие связи между ступенями снимаются удлиненным детонирующим зарядом. Двигатели обоих ступеней работают на несимметричном диметилгидразине (НДМГ) и азотном тетраксиде (АТ). Верхнее днище бака горючего второй ступени выполнено в виде конуса, в котором размещается боевая ступень. Топливные баки заправляются на заводе-изготовители, после чего ракета ампулизируется. Ракеты могут запускаться как из подводного положения ,так и надводного положения.
Автономная инерциальная система управления с аппаратурой астрокоррекции траектории полета скомпонована в носовой части ракеты в герметичном приборном отсеке со сбрасываемым в полете астрокуполом. Применение на ракете системы полной астрокоррекции, учитывающей и компенсирующей ошибки навигационного комплекса подводной лодки как в определении курса, так и места стреляющей подводной лодки, обеспечило существенное повышение точности стрельбы. На первом этапе полета ракеты к цели отделяется первая ступень, затем идет сеанс астронавигации, потом происходит отделение второй ступени, прицельное отделение боевых блоков и их вход в атмосферу.
Приборный отсек конструктивно разделен на два отсека герметичным днищем. В первом отсеке размещен трехосный гиростабилизатор с астровизирующим устройством. Аппаратура системы управления смонтирована на раме без применения индивидуальной амортизации элементов аппаратуры, а рама крепится к шпангоуту приборного отсека на амортизаторах. Такой способ монтажа приборов позволил повысить плотность их компоновки в приборном отсеке.
В состав боевой ступени входят жидкостная двигательная установка, отсек боевой нагрузки с боевыми блоками и приборный отсек, в котором размещена аппаратура системы управления, обеспечивающие индивидуальное наведение блоков на разные цели. Для преодоления системы противоракетной обороны противника боевая ступень может комплектоваться ложными целями. В боевом отсеке ракеты могут размещаться три ядерных боевых блока мощностью по 200 кт или семь боевых блоков мощностью по 100 кт каждый, способные надежно поразить площадные цели на дальностях до 6500 км. Один ракетоносец способен обеспечить нанесение удара одновременно по 112 целям.
Двигательный отсек боевой ступени включает четырехкамерный жидкостный двигатель, топливные баки, корпус и обеспечивает наведение каждого блока на индивидуальную цель, расположенную в зоне значительного радиуса. На корпусе с внешней стороны установлены в плоскостях стабилизации камеры сгорания и сопла двигателя, а с внутренней — топливные баки, изготовленные в форме частей тора. Элементы автоматики двигателя и рулевой привод скомпонованы в центральной части отсека. Двигатель выполнен по открытой схеме с турбонасосной системой подачи топлива. Управление по каналам тангажа и рыскания обеспечивается перераспределением тяг пар камер, лежащих в соответствующих плоскостях стабилизации.
В боевом отсеке размещены боевые блоки, рама, кабельная сеть, устройство крепления и отделения боевых блоков; он находится в объеме, образованном вогнутым верхним днищем бака горючего второй ступени. Боевые блоки закреплены на раме и отделяются в полете по команде от системы управления. Приборный отсек с системой управления — взаимозаменяемый. Замена боевых блоков и приборного отсека осуществляется при необходимости и без выгрузки ракеты из шахты.
Тактико-технические характеристики
Стартовая масса, т
35.3
Максимальная забрасываемая масса, кг
1650
Максимальная дальность стрельбы, км
6500 (8000 для Р-29РЛ)
Точность стрельбы на максимальную дальность (КВО), м
900
Количество ступеней
2
Длина, м
14.1
Диаметр ракеты, м
1.8
Испытания, эксплуатация
1 октября 1999 года подводный ракетоносец Северного флота проекта 667 БДР под командованием капитана 2 ранга Тагира Каяева из акватории Баренцева моря произвел пуск ракеты РСМ-50. Целью пуска было изучение возможностей продления сроков службы ракет этого типа. По информации пресс-службы ВМФ, РСМ-50 была подорвана на расчетной высоте, однако, по мнению специалистов, подрыв ракеты был вызван техническими неполадками. Из акватории Охотского моря однотипный ракетоносец Тихоокеанского флота (ТОФ) под командованием капитана 1 ранга Владимира Бобкова запустил ракету РСМ-50, головная часть которой в расчетное время поразила цель на полигоне Канин Нос. 2 октября ракетоносец ТОФ "Петропавловск-Камчатский" того же проекта 667 БДР под командованием капитана 2 ранга Николая Евменова запустил ракету РСМ-50, головная часть которой также успешно достигла полигона Канин Нос. По оценке Главкома ВМФ «Точность поражения целей в 2 раза превысила нормативы, установленные для оценки «отлично» . Столь массированные испытания баллистических ракет - беспрецедентное событие в истории российских стратегических ядерных сил.
Информация и фото с сайта rbase.new-factoria.ru
Проект 667-БДР «Кальмар» (Delta-III class)
667bdr_14 1.jpg
В феврале 1973 г. в КБ машиностроения развернулись работы по созданию новой двухступенчатой жидкостной баллистической ракеты Р-29Р, являвшейся дальнейшим развитием Р-29. Её основным отличием от предшествующих морских баллистических ракет стала разделяющаяся головная часть с боевыми блоками индивидуального наведения, позволяющая многократно увеличить число целей, поражаемых одним ракетным залпом. Более совершенная инерциальная система управления с полной астрокоррекцией обеспечивала новой ракете повышенную точность. В ходе дальнейшего совершенствования комплекса точность ещё более возросла, фактически сравнявшись с точностью нанесения ядерных ударов стратегическими бомбардировщиками. Это позволяло подводным ракетоносцам поражать не только площадные неукрепленные цели, но и высокозащищённые малоразмерные объекты, в частности, пусковые шахты МБР наземного базирования, защищённые командные пункты, хранилища спецбоеприпасов и т.п.
Для размещения новых ракет в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева (главным наблюдающим от ВМФ назначен капитан 2 ранга С.А.Новоселов) началась разработка усовершенствованного РПКСН проекта 667-БДР (шифр «Кальмар»), который, также, как и «Мурена-М», должен был оснащаться 16-ю ракетными шахтами. Техническое задание на новый ракетоносец было сформулировано в 1972 году. Лодка являлась дальнейшим развитием проектов пр.667-Б и пр.667-БД. Особое внимание при создании нового атомохода было уделено совершенствованию системы управления стрельбой: в отличие от пр.667-БД весь ракетный боекомплект должен был выстреливаться в одном залпе, были сокращены интервалы между ракетными пусками.
Прочный корпус лодки разделялся на 11 водонепроницаемых отсеков. При этом 1-й, 2-й и 11-й отсеки являлись отсеками-убежищами (их поперечные переборки рассчитывались на давление, соответствующее предельной глубине погружения лодки). Были приняты дополнительные меры по усилению пожаробезопасности корабля за счет установки новой системы объёмного химического пожаротушения с использованием фреона. В пр.677-БДР дальнейшее развитие получили средства обеспечения жизнедеятельности экипажа. В частности, на борту корабля появились солярий, а также спортзал.
Главная энергетическая установка включала два атомных реактора ВМ-4С и две паровые турбины ОК-700А. На лодке были применены новые малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Имелись также два турбогенератора ТГ-3000.
Подводный крейсер получил новый гидроакустический комплекс «Рубикон», разработанный под руководством главного конструктора С.М.Шелехова, способный работать в инфразвуковом диапазоне и имеющий автоматизированную систему классификации целей. Максимальная дальность обнаружения в режиме шумопеленгования при благоприятной гидрологии достигла 200 км.
Более точный навигационный комплекс «Тобол-М1» (на лодках более поздней постройки – «Тобол-М2») имел время хранения навигационных параметров между двумя обсервациями, превышающее двое суток, что улучшило скрытность подводного крейсера. В состав комплекса вошла и навигационная гидроакустическая станция «Шмель», позволяющая определять положение корабля по гидроакустическим маякам-ответчикам.
На борту подводной лодки был размещен комплекс связи «Молния-М», в состав которого входила система космической связи «Цунами».
Ракетный комплекс Д-9Р включал 16 баллистических ракет типа Р-29Р (индекс 3М40, по договору – РСМ-50, по классификации НАТО – SS-N-18 «Stingray»). Астро-инерциальная система управления с полной (по направлению и дальности) астрокоррекцией обеспечивала КВО порядка 900 м. Важной особенностью комплекса явилось наличие трёх взаимозаменяемых вариантов головных частей, различающихся числом и мощностью боевых блоков: ракета Р-29Р (обозначение НАТО – SS-N-18 Mod.1) несла РГЧ с тремя боевыми блоками мощностью по 0,2 Мт и обладала максимальной дальностью 6500 км; Р-29РЛ (SS-N-18 Mod.2) была оснащена моноблочной ГЧ мощностью 0,45 Мт и имела дальность около 9000 км; Р-29РК (SS-N-18 Mod.3) обладала способностью доставить семь боевых блоков по 0,1 Мт на дальность до 6500 км.
Лётные испытания ракет типа Р-29Р начались в ноябре 1976 г. и завершились в октябре 1978 г. В Белом и Баренцевом морях с борта РПКСН К-441 было выполнено, в общей сложности, 22 пуска (четыре ракеты были запущены в моноблочном, шесть – в трёхблочном и 12 – в семиблочном вариантах). Типовым оснащением подводного крейсера стали варианты ракеты с тремя и одним боевыми блоками.
Для лодки была отработана система компенсации динамических ошибок (СКДО), измеряющая мгновенные значения параметров качки корабля для передачи их в ракетный комплекс.
Торпедное вооружение подводной лодки было аналогично вооружению РПКСН пр.667-БД и включало четыре 533-мм и два 406-мм торпедных аппарата в носовой части корабля.
Внешне ракетоносцы пр.667-БДР отличаются размерами характерного для этих кораблей «горба». Из-за более длинной ракеты возросла высота ограждения ракетных шахт и, соответственно, увеличилось общее водоизмещение. Несколько изменились и обводы верхней носовой части корпуса, где разместили торпедопогрузочный люк. На Западе лодки пр.667-БДР получили условное обозначение Delta-III class.
Модификации.
В ходе капитального ремонта некоторые ПЛАРБ пр.667-БДР были модернизированы под ракетный комплекс Д-9РМ с новой межконтинентальной БРПЛ Р-29РМ (принят на вооружение в 1987 г., обозначение НАТО – SS-N-23 «Skiff»). Очередная модификация ракеты Р-29Р были принята на вооружение в 1990 году. Во время модернизации устанавливался более совершенный навигационный комплекс «Тобол-М2», ГАС «Аврора-1», новые средства связи.
На К-433, переименованной в «Св. Георгий Победоносец» с 1992 по 2003 г. проводились работы по перестройке ПЛАРБ в носитель глубоководных аппаратов (или СМПЛ) для специальных операций.
Программа строительства.
Строительство лодок велось Северным машиностроительным предприятием в г. Северодвинске на ССЗ №402 в 1976-1982 годах. Головной корабль, К-441, был заложен в 1975 году и вступил в строй в декабре 1976 г. Всего было построено 14 корпусов.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение, тонн
надводное
10 600
подводное
15 900
Основные размерения, м
длина наибольшая (по КВЛ)
155
ширина наибольшая
11,7
осадка по КВЛ
8,7
Главная энергетическая установка:
атомная
2 ВВР типа ВМ-4С, суммарная мощность, мВт
180
2 ППУ ОК-700А, 2 ГТЗА-635
2 паровых турбины, суммарная мощность, л.с. (кВт)
40 000 (29 400)
2 турбогенератора ТГ-3000, мощность, кВт
2 х 3000
2 ЭД экономического хода, мощность, л.с.
2 х 260
2 вала; 2 пятилопастных гребных винта
Скорость хода, уз:
надводная
15
подводная
24
Глубина погружения, м:
рабочая
320
предельная
550
Автономность, сут.
70
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)
130 (н/д)
ВООРУЖЕНИЕ
Стратегическое ракетное:
ПУ БРПЛ Р-29Р / 29РЛ / 29К (SS-N-18 mod.1/2/3 «Stingray») комплекса Д-9Р
16
Зенитное ракетное:
ПУ ПЗРК 9К310 «Игла-1» / 9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin» / SA-16 «Gimlet»)
4
Торпедное и ракето-торпедное:
533-мм ТА
4 (носовые)
533-мм торпеды СЭТ-65, САЭТ-60М, 53-65К/М
12
400-мм ТА
2 (носовые)
400-мм торпеды СЭТ-73
4 - 6
Минное:
может нести мины вместо части торпед
до 24
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
БИУС
«Алмаз-БДР»
РЛС общего обнаружения
МРК-50 «Каскад»
ГАС
ГАК МГК-400 «Рубикон»
ГАС «Аврора-1» только на К-44, К-441, К-487, К-496
ГАС «Шмель» навигационная
средства РЭБ
«Залив-П» РТР
«Завеса-П» радиопеленгатор
средства ГПД
4 х ГПД МГ-44
Навигационный комплекс
«Тобол-М1» или М2
КНС «Цикада»
радиосекстант
ИНС
Комплекс радиосвязи
«Молния-М»; ССС «Цунами-БМ»
буксируемые шлейфовая и буйковая антенны «Параван» (СНЧ)
ВЧ и СВЧ-антенны
станция звукоподводной связи
РЛС госопознавания
«Нихром-М»
667bdr_16 2.jpg667bdr_17 3.jpg
Информация и фото с сайта atrinaflot.narod.ru