Показать сообщение отдельно
Старый 04.08.2009, 16:05      #3
Agent 007
Модератор
Пользователь Mozilla Firefox
 
Аватар для Agent 007
По умолчанию Это интересно

Догма 95

Новое кинематографическое движение появилось тогда, когда казалось, что эксперименты в области кино давно закончились. Правила игры диктовались, если не самим Голливудом, то всем буржуазным миром. К концу ХХ века люди привыкли относиться к индустрии кино, как к чему-то массовому, требующему больших вложений. Такие режиссеры как Линч, Тарантино и др. умудрялись формировать свой киноязык в одиночку и оставаться коммерчески успешными.
Поэтому вполне закономерно, что ветер нового направления подул со стороны холодного Копенгагена, где в марте 1995 года четверо датских режиссеров во главе с уже знаменитым Ларсом фон Триером ("Европа", "Рассекая волны") разработали манифест "Догма-95", открывший оппозиционное направление в кинематографе и поставивший целью отказ от "определенных тенденций" в современном кино.
Впервые они заставили заговорить о себе лишь три года спустя, когда привезли работы выполненные по правилам "Догма" на Каннский фестиваль. Это были фильмы "Торжество" Томаса Винтерберга и "Идиоты" фон Триера. Реакция, как и ожидалось авторами, оказалась неоднозначной, и кроме спецприза жюри похвастаться им было нечем. В этом же 1998 году на Берлинском фестивале появился третий фильм "Догмы" — "Последняя песнь Мифуне" Сорена Крагх-Якобсена, завоевавший Серебряного медведя.
Таким образом "Догма" стала явлением, заставившим заговорить о себе всех критиков и киноманов.
Выбрав формой своего манифеста 10 заповедей, которыми должен руководствоваться режиссер, приступая к съемкам, "Догма" четко обрисовывает рамки технических параметров, по которым складывается фильм. В них входит отказ от павильонов, искусственного света, наложения звука, комбинированных съемок и пр. Изображаться должно только то, что происходит "здесь и сейчас", причем там и так, как это происходит в обычной жизни — предельно достоверно. Полностью отказавшись от жанра, "догматики" оставляют за собой право использовать профессиональных актеров и делать дубли.
Итоговый продукт в идеале должен выглядеть, как нечто среднее между подражанием любительской съемке и театральным представлением (хэппенингом). Его цель оторваться от высоких технологий, сломать сложившиеся стереотипы и повернуть зрителя к реальной жизни. Неслучайно последняя заповедь "Догмы" состоит в отказе от авторства (имя режиссера не должно упоминаться в титрах).

В русском переводе Манифест «Догмы 95» был опубликован журналом «Искусство Кино» в 1998 году.
«Догма 95» — это коллектив кинорежиссёров, созданный весной 1995 года в Копенгагене.

«Догма 95» имеет целью оппонировать «определённым тенденциям» в сегодняшнем кино.

«Догма 95» — это акция спасения!

В 1960 году были поставлены все точки над i. Кино умерло и взывало к воскресению. Цель была правильной, но средства никуда не годились. «Новая волна» оказалась всего лишь лёгкой рябью; волна омыла прибрежный песок и откатилась.

Под лозунгами свободы и авторства родился ряд значительных работ, но они не смогли радикально изменить обстановку. Эти работы были похожи на самих режиссёров, которые пришли, чтобы урвать себе кусок. Волна была не сильнее, чем люди, стоявшие за ней. Антибуржуазное кино превратилось в буржуазное, потому что основывалось на теориях буржуазного восприятия искусства. Концепция авторства с самого начала была отрыжкой буржуазного романтизма и потому она была… фальшивой!

Согласно «Догме 95», кино — не личностное дело!

Сегодняшнее буйство технологического натиска приведёт к экстремальной демократизации кино. Впервые кино может делать любой. Но чем более доступным становится средство массовой коммуникации, тем более важную роль играет его авангард. Не случайно термин «авангард» имеет военную коннотацию. Дисциплина — вот наш ответ; надо одеть наши фильмы в униформу, потому что индивидуальный фильм — фильм упадочный по определению!

«Догма 95» выступает против индивидуального фильма, выдвигая набор неоспоримых правил, известных как обет целомудрия.

В 1960 году были поставлены все точки над i! Кино замордовали красотой до полусмерти и с тех пор успешно продолжали мордовать.

«Высшая» цель режиссёров-декадентов — обман публики. Неужто это и есть предмет нашей гордости? Неужто к этому-то итогу и подвели нас пресловутые «сто лет»? Внушать иллюзии с помощью эмоций? С помощью личностного свободного выбора художника — в пользу трюкачества?

Предсказуемость (иначе называемая драматургией) — вот золотой телец, вокруг которого мы пляшем. Если у персонажей есть своя внутренняя жизнь, сюжет считается слишком сложным и не принадлежащим «высокому искусству». Как никогда раньше приветствуются поверхностная игра и поверхностное кино.

Результат — оскудение. Иллюзия чувств, иллюзия любви.

Согласно «Догме 95», кино — это не иллюзия!

Натиск технологии приводит сегодня к возведению лакировки в ранг Божественного. С помощью новых технологий любой желающий в любой момент может уничтожить последние следы правды в смертельном объятии сенсационности. Благодаря иллюзии кино может скрыть все.
Полностью "Обет целомудрия" выглядит следующим образом:
1. Съемки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съемки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).

2. Звук никогда не должен записываться отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).

3. Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съемка должна происходить там, где разворачивается фильм).

4. Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съемок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).

5. Оптические эффекты и фильтры запрещены.

6. Фильм не должен содержать внешнего действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).

7. Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).

8. Жанровое кино запрещено.

9. Формат фильма должен быть 35 мм.

10. Имя режиссера в титрах не указывается.

Кроме того, как режиссер, я клянусь отказаться от личного вкуса! Я больше не художник. Я клянусь избегать создания "произведения", поскольку частность для меня важнее целого. Моя высшая цель — извлечь правду из своих персонажей и съемок. Я клянусь поступать так всегда, даже ценой хорошего вкуса и любых эстетических соображений.
Чем больше запретов, тем желаннее цель. Видимо, в этом и состоит основная прелесть "Догмы". Сформулировав многочисленные правила и взяв в руки камеру датские кинематографисты начинают играючи их нарушать.
Неудивительно, что все фильмы, созданные основателями нового течения, получились абсолютно разными по восприятию, способу построения сюжета и даже технике съемки.
"Торжество" Томаса Винтерберга — первый фильм показанный российскому зрителю и наиболее доступный по восприятию — сталкивает нас с почти классической семейной драмой, полной искренних слез и внутренних переживаний.
Многочисленное семейство собирается в фамильном загородном доме, чтобы отпраздновать 60-летие отца. Первый же тост произнесенный старшим сыном в честь многоуважаемого юбиляра шокирует присутствующих, делает невозможным дальнейшее продолжение праздника, но многим из них еще есть что сказать:
До полного абсурда или, если хотите, идиотизма доходят идеи "догматизма" в фильме самого Фон Триера "Идиоты". Используя искусство, как своего рода психотерапию, буржуазному зрителю предлагается некая спасительная методика освобождения от социальных комплексов и прагматизма.
Действующие лица — молодые люди, посвящают свободное время игре в "идиотов", заключающейся в потере контроля над собой, патологическом поведении, вызывающем агрессию со стороны обывателей, доходящем до предела в групповой оргии, снятой натуралистично и жестко. Героиня фильма, замужняя женщина Карен, случайно оказавшись в общине "идиотов", уже не может вернуться к нормальной жизни.
Фон Триер назвал "Идиотов" своим самым "политическим фильмом", подчеркнув, что отмена цензуры лишь способ освежить атмосферу в кино.
"Последняя песнь Мифуне" Сорена Крагх-Якобсена — почти традиционная комедия, рассказывающая о парне, которого обстоятельства, связанные со смертью отца, вынуждают отказаться от карьеры и спокойной семейной жизни. Комические ситуации вытекают из ряда парадоксов вступающих в противоречие с традиционным датским бытом.
Все три фильма стали возможны для просмотра в России благодаря кинокомпании "Кармен" и студии "Премьер Видео Фильм", планирующих прокат "Догма" в рамках линии "Кино без границ".

Фильмы движения Догма 95

Dogme #01: Торжество / Festen (1998) реж. Томас Винтерберг (Специальный приз жюри Каннского кинофестиваля)
Dogme #02: Идиоты / Idioterne (1998) реж. Ларс Фон Триер (Номинация на Золотую пальмовую ветвь)
Dogme #03: Последняя песнь Мифуне / Mifune (1999) реж. Сёрен Краг-Якобсон (Серебряный медведь на Берлинском кинофестивале)
Dogme #04: Король жив / The King Is Alive (2000) реж. Кристиан Левринг
Dogme #05: Любовники / Lovers (1999) реж. Жан-Марк Барр
Dogme #06: Ослёнок Джулиэн / Julien Donkey-Boy (1999) реж. Хармони Корин
Dogme #07: Interview (2000) реж. Daniel H. Byun
Dogme #08: Fuckland (2000) реж. Jose Luis Marques
Dogme #09: Babylon (Sweden)
Dogme #10: Chetzemoka’s Curse (USA)
Dogme #11: Diapason (Italy)
Dogme #12: Итальянский для начинающих / Italiensk For Begyndere (2000) реж. Лоне Шерфиг

Это лишь короткий список самых первых работ данного движения. В дальнейшем появились последователи Догмы 95 по всему миру; количество фильмов перевалило за тристо, из них немало работ без упоминания имени режиссера, согласно последнему постулату вышеизложенного обета.
__________________
Стихи

Последний раз редактировалось Agent 007; 04.08.2009 в 16:36.
Agent 007 вне форума Пол: Мужчина   Ответить с цитированием Вверх