11.jpg22.jpg
«Вассерфаль»
Снаряд «Вассерфаль» представлял собой аналог «Фау-2», уменьшенной в два раза. Отличительной чертой её было то, что она имела четыре коротких крыла. Разработку ракеты удалось довести до конца, но её не успели запустить в серийное производство. Проработка концепции ЗУР «Вассерфаль» начата в 1941 году. Проектные требования к ракете выпущены 2 ноября 1942 года. Первые модельные испытания ракеты происходили в марте 1943 года. Разработка ракеты последовательных модификаций W1, W5, W10 осуществлялась в Пенемюнде под управлением Дорнбергера в 1943 году, и продолжалась вплоть до 26 февраля 1945 года. К концу войны ракета имела негласный статус «оружия возмездия».
К маю 1945 года ЗУР «Вассерфаль» была готова к серийному производству, и готовилось развёртывание на боевых позициях. По планам немецкого командования предусматривалось первоначально разместить около 200 батарей «Вассерфаль» для защиты городов с населением более 100 тыс. человек, расположив их в три линии на расстоянии около 80 км друг от друга. Затем количество батарей предполагалось увеличить до 300, с тем чтобы защищать уже всю территорию Германии от налётов союзной авиации. Но планам было уже не суждено сбыться, Третий рейх был повержен. В марте 1945 года прошли испытания ракеты, на которых «Вассерфаль» достигла скорости 780 м/с и высоты 16 км. «Вассерфаль» успешно прошла испытания и могла принять участие в отражении налётов союзной авиации. Но не было заводов, где можно было развернуть массовое производство ракет и ракетного топлива. До конца войны оставалось полтора месяца.
Также интерес представляет ЗУР «Вассерфаль» с вертикальным стартом, разрабатывавшаяся немецким конструктором ракетной техники Вернером фон Брауном (после войны работал в США). Это была уменьшенная крылатая ракета A-4 «Фау-2». Реактивный двигатель работал на топливе, которое вытеснялось из баков азотной смесью. Старт ракеты производился вертикально вверх со специального пускового станка, аналогичного «Фау-2». После запуска наведение на цель «Вассерфаля» осуществлял оператор с помощью радиокоманд.
Руководство разработкой этой ракеты осуществляли ВВС с 1942 года. В 1943 году была проработана конструкция ЗУР и двигательной установки, однако работы задерживались из-за отсутствия надёжной системы наведения. В 1945, в конце войны ракета была способна поражать цели на высоте 18—20 км и могла быть развёрнута для боевого дежурства. Общая масса ЗУР составляла менее 4 т, масса боевой части — 90 кг, длина — 7,65 м.
Послевоенные сообщения о том, что ракета «Вассерфаль» применялась в боевой обстановке, были ошибочными. Найденные протоколы 40 экспериментальных пусков говорят о том, что лишь в 14 случаях пуски ракет были «вполне успешными».
Внешне ракета представляла собой уменьшенную вдвое баллистическую ракету «Фау-2», с несущей обшивкой на каркасе.
Так как зенитные ракеты должны в течение продолжительного времени сохраняться в заправленном состоянии, а жидкий кислород для этого непригоден, то двигатель ракеты «Вассерфаль» работал на топливной смеси, компоненты которой назывались «сальбай» и «визоль». «Сальбай» представлял собой азотную кислоту, используемую в качестве окислителя. «Визоль» служил горючим; он относился к разработанной немцами группе ракетных топлив с виниловым основанием. Основу топлив второй группы, условно названной «тонка», составляли ксилидины. Состав топливной смеси обозначался цифрами после названия; например, топливо «тонка-250» состояло по весу на 50 процентов из ксилидина и на 50 процентов из триэтиламина. В двигателе ракеты «Вассерфаль» в качестве горючего применялся винилизо-бутиловый спирт. Ракета «Вассерфаль» состояла из следующих частей. В носовой части помещался радиовзрыватель, срабатывавший по радиосигналу, передаваемому с земли; позднее он был заменён дистанционным взрывателем. Далее располагалась осколочно-фугасная боевая часть с готовыми осколками, снаряжение — аммотол. Верхний отсек диаметром 914 миллиметров представлял собой сферический баллон со сжатым воздухом, которым приводились в действие регулировочные механизмы — сервомоторы. Непосредственно под этим баллоном помещался отсек с клапанами, а далее — бак с «визолем», бак с «сальбаем» и, наконец, двигательный отсек, в котором находились двигатель и вспомогательные устройства. Стабилизаторы и газовые рули монтировались на двигательном отсеке, а к внешней оболочке ракеты на уровне топливных баков крепились четыре крыла. На начальном этапе полёта ракета управлялась газовыми рулями, которые сбрасывались после набора скорости, достаточной для действия воздушных рулей.
Боевая часть ракеты содержала 100 кг конденсированного (твёрдого) взрывчатого вещества и 206 кг жидкого взрывчатого вещества (вероятно, смесью Шпренгеля, готовящейся на основе SV-Stoff). Дополнительным источником поражения служил сферический баллон диаметром 0,8 м со сжатым азотом наддува топливных баков. В стадии испытаний находились магнитный неконтактный взрыватель, инфракрасные датчики и акустические головки самонаведения.
Существовало несколько алгоритмов и соответствующего технического оснащения наведения ракеты на цель.
По одному варианту бортовой транспондер ракеты передавал радиосигнал на устройство определения координат «Rheinland», которое определяло азимут и угол прицеливания. После этого информация передавалась в вычислитель, где она сравнивалась с данными координат ракеты по наземному радару. Рассчитанная поправка на управляющие органы ракеты передавалась на борт ракеты радиосигналом. Принятые ракетой радиосигналы дешифровывались, усиливались и передавались на исполнительные механизмы (рулевые машинки фирмы «Аскания»), которые управляли воздушными рулями ракеты. Таким образом, это была первая в мире система наведения ракеты по лучу радара.
По другому варианту управление ракетой осуществлялось при помощи впервые разработанной в Германии радиолокационной системы наведения с использованием двух РЛС. Одна РЛС следила за целью, вторая отслеживала саму ракету. Отметки на экране электронно-лучевой трубки от цели и ракеты оператор совмещал вручную при помощи ручки управления («кнюппеля» — первого в мире джойстика). Сигналы от «кнюппеля» поступали в счётно-решающие устройства фирмы «Сименс» (прототип первых ЭВМ, в которых использовались не только электронные, но и электромеханические и даже механические компоненты). Команды от ЭВМ «Сименс» поступали по радиоканалу на борт ракеты, где рулевые машинки управляли воздушными рулями ракеты.
По третьему варианту управление ракетой осуществлялось упрощённым способом при помощи наведения ракеты оператором на цель при помощи «кнюппеля» чисто визуально. Такой вид управления был отработан ещё при испытаниях баллистической ракеты «Фау-2» в качестве дублирования автоматического управления при отказах.
В результате экспериментов конструкторы «Вассерфаля» остановили свой выбор на двухлокаторной системе наведения. Первый радар отмечал самолёт противника, второй зенитную ракету. Оператор наведения видел на дисплее две отметки, которые стремился совместить с помощью ручек управления. Команды обрабатывались, и по радиоканалу передавались на ракету. Приёмник команд «Вассерфаль», получив команду, через сервоприводы управлял рулями — и ракета корректировала курс.
«Вассерфаль» W10
Тип
зенитная управляемая ракета
Экипаж
нет
Размеры
Длина
6,13 м
Размах стабилизаторов
1,58 м
Диаметр фюзеляжа
0,72 м
Масса на старте
3500 кг
Силовая установка
Тип двигателя
ЖРД
Тяга
78,5 кН
Длительность работы
42 с
Компоненты топлива
Горючее
визоль, 450 кг
Окислитель
азотная кислота, 1500 кг
Полётные характеристики
Максимальная скорость
793 м/с
Максимальная дальность
25 км
Максимальная высота
18 000 м
Боевая часть
Масса боевой части
235 кг
Иформация и фото с сайта ru.wikipedia.org