В X-Fi нельзя получить от карты все и сразу, нужно выбирать из трех разных режимов работы. Так как я полагаю, что про сами эти режимы все уже давно знают (они упоминаются в каждом обзоре), то вводную часть я пропущу. Буду сравнивать работу в этих режимах с Audigy в ее единственном режиме работы.
1. Игровой режим:
5.jpg
- CMSS работает по тому же принципу, что и на Audigy (переделывает многоканальный звук в стерео и наоборот, не оказывает влияния на записи, если число каналов совпадает с числом каналов акустики), но с более высоким качеством и с добавлением описанных ранее ElevationFilter и MacroFX.
- Доступен EAX 4 и 5, но нельзя выбирать эффекты самому как на Audigy в EAX Console.
- Опорная частота равна 96 кГц (для цифрового выхода 48 и 96 на выбор).
2. Развлекательный режим:
6.jpg
- У CMSS нет ElevationFilter и MacroFX, а обработке запись подвергается даже если число каналов в ней совпадает с числом каналов акустики (то есть стереозапись будет разложена на виртуальные каналы, а затем вновь смикширована в стерео в случае прослушивания на стереоакустике, таким образом CMSS расширяет стереобазу).
- Играм доступен только EAX 3 и ниже. Есть возможность самому выбрать из 8 настроек реверберации EAX для наложения на музыку и фильмы, никакой гибкой настройки этот режим не предусматривает.
- Опорная частота равна 192 кГц (для цифрового выхода 48 и 96 на выбор). Таким образом, это единственный способный честно вопроизвести DVD-Audio режим.
3. Режим создания музыки отличается от предыдущих куда больше:
7.jpg
- CMSS не работает вообще.
- Играм сообщается о поддержке только до EAX 3 включительно, зато есть полноценный редактор эффектов, выполненный в виде виртуального студийного микшера (хотя гибкость роутинга оставляет желать лучшего, но среди непрофессиональных карт все-таки является лучшей).
- Есть выбор опорной частоты из 44.1/48/88.2/96. Выбор 44.1, вопреки расхожему мнению, функционал карты никак не ограничивает. 88.2/96 делает недоступным insert-эффекты, остаются только aux (у Audigy insert не было совсем). Для интерфейса ASIO (особо подчеркиваю - только для него) реализован автомат опорной частоты. Повсеместно распространено мнение, что автомат включается/выключается галочкой "bit-matched playback", это не так, никакой связи при тестировании выявлено не было. Опорная частота цифрового выхода отдельно не выбирается, она всегда равна основной.
- Появляется полноценная поддержка ASIO. Отдельные каналы для каждого физического входа (в других режимах только для внутренного "What U Hear") и многоканальный (в других режимах только стерео) выход. Кстати, ASIO теперь без всякого бубна полноценно работает с любыми сочетаниями частот 44.1, 48 и 96 кГц и битности 16 и 24.
- Отсутствует управление нижними частотами (bass boost, bass redirect и выбор размера колонок в THX Console).
Почти наверняка, все эти режимы введены совсем не из-за аппаратных ограничений, можно было и в рамках одного режима реализовать все отличия в виде множества опций.
Разделение режимов Entertainment и Game, на мой взгляд, обусловленно двумя вещами. Во-первых, возможность выбирать свой эффект EAX на Audigy сбивала с толку. Многие думали, что это включение поддержки EAX, но на деле это мешает играм задавать свои эффекты окружения в зависимости от игровой обстановки, а иногда даже приводило к проблемам вплоть до отсутствия звука. На X-Fi же галочка Enable EAX Effects в игровом режиме именно включает поддержку EAX для игр, а в развлекательном режиме форсирует свой эффект, мешая EAX-играм. Во-вторых, поведение CMSS в развлекательном режиме (а именно расширение стереобазы) крайне нежелательно в играх, там оно сбивает позиционирование. Ну а разница в поддерживаемых версиях EAX создана просто чтобы для игр включали недвусмысленно названный Game Mode.
Режим Audio Creation отличается от других тем, что своим интерфейсом явно рассчитан на подготовленного пользователя, но дает над картой максимальный контроль.
Может показаться, что режимы только заметно все усложняют. Однако любителю крутить эффекты все равно приходилось их все вручную выключать перед каждым запуском игр или для появления честной поддержки 96 кГц для музыки. Теперь же ему облегчили эту работу, все переключается в 2 клика. Для всех остальных наиболее универсальным режимом является Game Mode, в котором можно просто держать карту постоянно. За исключением работы CMSS и EAX звук во всех трех режимах совершенно одинаковый.