Показать сообщение отдельно
Старый 22.12.2006, 01:03      #51
kellan
Модератор
[Legion]
Пользователь Mozilla Firefox
Пользователь Internet Explorer
 
Аватар для kellan
По умолчанию

22 декабря День энергетика


nbv.jpg22 декабря 1920 - Принятие плана ГОЭЛРО
22 декабря 1920 года в Москве на VIII Всероссийском съезде Советов утверждается план Государственной электрификации России (ГОЭЛРО). Советская энергетическая историография началом электрификации России считает принятие в конце 1920 г. плана ГОЭЛРО (Государственной электрификации России), первые результаты которого были получены уже во второй половине 1920-х годов. Энергетики России считают этот день своим профессиональным праздником.

Ha рубеже веков 80% добываемого в России топлива (дрова, уголь, торф, нефть, мазут, керосин) использовалось для получения "паровой силы" в индивидуальных котельных и паровых машинах в широко развитом мануфактурном, металлообрабатывающем и продовольственном производствах. Эти три отрасли преобладали в экономике России (85%). Остальное использовалось преимущественно на железнодорожном транспорте и судах. Что касается потребления электрической энергии, Россия в те годы представляла собой целину.

В 1886 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано промышленно-коммерческое "Общество электрического освещения 1886 г." (или "Общество 1886"), учрежденное группой коммерческих предприятий и банков. Оно имело несколько отделений в городах и внесло очень большой вклад в развитие электрической сферы экономики России.

Первым московским контрактом "Общества 1886 г." от 31 июля 1887 года стал договор о включении в работу локомобильной блок-станции для освещения торговых рядов и квартир доходного дома-Пассажа купца Постникова (здание театра им. Ермоловой). Вслед этому в 1888 году в Георгиевском переулке (это здание Малого манежа) была пущена небольшая локомобильная электростанция. А в 1897 году на Раушской набережной вошла в строй первая паротурбинная электростанция мощностью 2000 л.с. (1470 кВт). Изначально она работала на нефти, но с 1915 года перешла на подмосковный торф. Кстати, первый электрический трамвай в Москве был пущен ещё в 1899 году. Так началось "электричество" в России.

Занятно, что несмотря на то, что начало развития рыночного капитализма в царской России задержалось на десятилетия, отставание в коммерческом использовании передовых мировых достижений науки и техники российским капиталом было минимальным. Упомянутая московская электростанция на Раушской набережной была первой по тем временам крупномасштабной коммерческой станцией. Крупномасштабное коммерческое использование электроэнергии началось в США с первой половины 90-х гг. XIX в. И в это же время началось строительство Раушской электростанции.

Потребность в электромоторах, проводах, кабелях и т.п. привела в дальнейшем к развитию электротехнической промышленности, которая в свою очередь позволила расширить использование электричества для электрификации железных дорог и, наконец, приступить к углублению электрификации экономики России. Это, в свою очередь, требовало нарастающего развития электроэнергетики, планирования и сооружения электростанций на разных видах топлива и разных первичных энергоносителях. Все эти естественные этапы были успешно пройдены еще в дооктябрьской России.

Как ни странно, развитию электротехнической промышленности способствовала война с Японией, в частности, большие потери в Цусимском морском сражении 1905 г. Потребовалось заказать сооружение новых кораблей на Западе. Эти корабли оснащались западным электросиловым оборудованием систем обслуживания корабельного вооружения. Поэтому новые военные корабли, сооружаемые на российских верфях, оснащались уже российским электросиловым оборудованием и механизмами с электрическим приводом.

После Февральской революции Временное правительство пыталось привлечь зарубежный капитал к продолжению развития электрификации России. Было получено согласие ряда иностранных компаний, в частности американских ("Вестингауз"), на продолжение работ по электрификации железных дорог. Затруднение заключалось в невозможности получения требуемых от правительства гарантий на невозвращение после окончания войны прежних подрядчиков этих работ ("вражеских подданных") и отсутствие с их стороны претензий.

Так Первой мировой войной, затем Октябрьским переворотом было прервано развитие электрификации экономики России. Весь ее почти 30-летний период мощного движения вперед проходил в острой конкурентной, нередко нечестной, борьбе, но без кровавых разборок по приобретению собственности. В результате экономика страны прервала свое развитие на много лет.

Итак, в самый канун Октябрьского переворота сложилась любопытная ситуация: владение государством и концентрация в его руках ключевых сфер народного хозяйства - железнодорожного транспорта (в основном принадлежавшего казне), энергетики и во многом монополизированной электротехнической промышленности достигло высокой степени. Это, несомненно, наводило думающих людей на размышления о преимуществах использования этой государственно-монополистической концентрации для разработки и осуществления централизованного плана продолжения электрификации России. Но даже этим соображениям не суждено было реализоваться (хотя они представлялись возможными) из-за начавшейся гражданской войны; такой план, такие соображения в еще большей степени соответствовали утверждающейся в ходе гражданской войны советской власти с ее командно-распределительным принципом управления экономикой.

С 22 по 29 декабря 1920 г. в Москве проходил VIII Всероссийский съезд Советов. Один из главных вопросов в повестке дня - вопрос об электрификации России. В итоге съезд по докладу Глеба Кржижановского принимает постановление о плане электрификации страны (план ГОЭЛРО). Пожалуй, в XX веке это был первый такого масштаба научно-технический проект. И до сих пор план ГОЭЛРО занимает в этом ряду самое почетное место. Нам представляется, что накануне наступления нового века малоизвестные факты из истории (и предыстории) создания этого проекта остаются вполне актуальными. Сухой остаток, возможно, состоит в том, что на примере плана ГОЭЛРО и сегодня можно было бы извлечь полезные уроки реализации в самых сложных условиях накопленного научно-технического потенциала страны

Ленин, проведший почти треть своей жизни в эмиграции (с 1900 по 1917 г.) в передовых промышленно развитых странах, получил возможность лично ощутить комфорт и удобства более электрифицированной западной экономики по сравнению с покинутой им российской. Последняя за годы эмиграции Ленина прошла неизбежные этапы в деле электрификации страны. Ко времени своего возвращения из эмиграции в апреле 1917 г. он безнадежно отстал в понимании того, какой огромный путь развития прошла с начала века электрификация России. Была создана энергетическая, энерготехнологическая, энерго-экономическая и кадровая база. Россия фактически приступила к реализации следующего закономерного этапа - массовой электрификации промышленности России. Началась замена "паровой силы" на "электрическую силу" и обозначился этап от сооружения множества мелких электростанций к крупным, более экономичным, централизовавшим территориальное энергоснабжение. Это тоже закон базовой энерго-экономики. Достигнутая суммарная мощность электростанций России в канун Октябрьского переворота (1,4 млн. кВт) позволяла двигаться к этой энерго-экономически предопределенной цели.

Этот этап был прерван Октябрьским переворотом, а спустя годы продолжен коммунистической властью. Однако с присущей ей политической бесцеремонностью и нечистоплотностью, умалчивая о не сделанном ею и присваивая чужое, она выдала его за грандиозные успехи советской власти при ее движении к коммунизму.

В нескольких письмах Ленина из эмиграции был высказан ряд наивных, элементарных, иногда нелепых соображений, касающихся удобства использования электрического тока и его транспортировки. Электричество, по Ленину, интенсивно используется и развивается капитализмом как техногенное средство, которое "все более и более перерастает те общественные условия, которые осуждают трудящихся на наемное рабство" (?!). Отсюда был один шаг к последующему провозглашению известной ленинской лозунговой парадигмы - "Коммунизм это есть советская власть + электрификация всей страны".

Война с Германией носила позиционный характер и велась на крайнем западе России. Она почти не затронула ее электротехническую и энергетическую промышленность. Потери для них были косвенные - отвлечение финансов и специалистов. Именно во время войны ряд энергетических объектов был завершен. Большая потеря для нее - большевистский Брестский мир, в результате которого были оккупированы большие западные территории России. Немецкие войска не разрушали промышленные сооружения, тем более принадлежавшие подданным Германии. А таких предприятий было большинство. Наибольший вред принесла гражданская война, хотя и она, охватив всю территорию России, не нанесла больших разрушений промышленности. Эта война была в основном полевой, маневренной, без длительных, разрушительных осад или сражений за крупные города, в которых были сосредоточены электротехнические и энергетические предприятия.

Главная потеря с огромными материальными и временными последствиями - "разруха" в головах. Это - саботаж, грабежи, порча и растаскивание оборудования с фабрик и заводов. Это - эмиграция 3 млн. граждан России. Среди них ученые, инженеры, управленцы и владельцы, то есть действительно элита производственной и банковской сфер экономики страны. Это - приход в управление и на производство комиссаров, неучей. Сбылась предоктябрьская мечта Ленина, высказанная в статье "Удержат ли большевики государственную власть?" В ней он писал: "Пролетариат... посадит экономистов, инженеров, агрономов и пр. под контролем рабочих организаций за выработку плана, за проверку его..." (?!). Это - многие годы, потраченные на обучение и формирование в условиях изоляции от остального мира инженерных кадров новой, политизированной формации для продолжения электрификации - высокой технологии того времени.

Исторический итог. Первые крупные электроэнергетические объекты, названные огромным достижением Советской власти, были пущены много позже, и они были как раз те, которые начали осуществляться задолго до Октябрьского переворота.

Такова была историческая цена, которую заплатила экономика России за частично германскую и в неизмеримо большей степени за революционную властолюбивую одержимость большевиков.
__________________
iii ʁɔvʎнdǝʚǝdǝu dиW
kellan вне форума Пол: Мужчина   Вверх