Леонардо да Винчи
555 лет назад родился один из выдающихся людей за всю историю человечества.
picture.jpg
Леона́рдо да Ви́нчи (итал. Leonardo da Vinci,
15 апреля 1452, близ Флоренции —
2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция) —
великий итальянский художник и учёный, яркий представитель типа «универсального человека» (homo universale) — идеала итальянского Ренессанса.
Сын флорентийского нотариуса и крестьянки, ученик Вероккио в области живописи, быстро опередивший своего учителя,
Леонардо да Винчи жил и работал сначала в купеческой Флоренции, затем при дворах различных князей, всюду предлагая грандиозные планы и нигде не находя настоящего понимания. Усталый и разочарованный,
Леонардо да Винчи в январе 1516 принял приглашение короля Франциска I переехать во Францию и здесь прожил последние четыре года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле;
«да Винчи» означает просто
«(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал.
Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть
«Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Основные этапы жизни
* 1470 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккио подмастерьем художника (Флоренция)
* 1472 — член Флорентийской Гильдии художников
* 1472—1477 — работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с Вазой»
* 1482 — приглашен ко двору Лодовико Сфорца в Милане
* 1487 — разработка летательной машины, основанной на птичьем полете
* 1488 — картина «Дама с горностаем»
* 1489 — анатомические рисунки черепов
* 1490 — картина «Портрет музыканта»
* 1495—1498 — работа над картиной «Тайная вечеря»
* 1502 — поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
* 1503 — возвращение во Флоренцию
* 1503 — картины «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и «Мона Лиза»
* 1505 — наброски полёта птиц
* 1506 — возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII (в то время контролировавшего север Италии, см. Итальянские войны)
* 1507 — изучение строения человеческого глаза
* 1509 — роспись в соборе Святой Анны
* 1512 — «Автопортрет»
* 1512 — переезд в Рим под покровительство папы Льва X
* 1514—1516 — работа над картиной «Иоанн Креститель»
* 1516 — переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика
Картины
Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как писатель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в путь без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».
Тайная вечеря (1498)
Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и т. п.; все это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии.
Мона Лиза (1503—1505/1506)
Интересные факты
* Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512—1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
* Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
* Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
* Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками.
Библиография
* I. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881—1891;
* Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883;
* Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891;
* Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894—1904;
* Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906;
* Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907;
* Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei, Jena, 1909;
* Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
* Сеайль Г., Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898;
* Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900 (роскошное изд.); 2-е изд., СПб, 1909;
* Сумцов Н. Ф., Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900 (и на украинском языке, там же, 1907);
* Патер В., Ренессанс, М., 1912;
* Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914;
* Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880;
* Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881;
* Geymüller H., de, Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894;
* Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии