Ответ
 
Опции темы
Старый 14.10.2007, 19:27      #1
VaLerKa
Пользователь
По умолчанию Шпионские страсти

"Шквал": шпионские страсти


В прошлом году российские спецслужбы "подарили" нам очередное шпионское дело. Некто Эдмунд Поуп стремился вызнать наши государственные и военные секреты. Тогда из тайных глубин военно-морских сил всплыло название суперторпеды "Шквал". Именно к ней был не равнодушен американский шпион.

Пока шел судебный процесс над Поупом, нижегородские ФСБешники поведали, что вышеназванный любопытствующий гражданин был замечен и в нашем городе. И к тому же — не раз. В составе разнообразных делегаций он посещал научно-исследовательские институты, занимающиеся морской тематикой. В Нижнем он лишь пассивно "засветился".

Возможно, он уже догадывался, что за ним идет слежка. Но вряд ли он знал, что в компетентных органах он уже давно имеет кличку Паук. Спецслужбы ждали, когда его можно будет взять с поличным. И дождались...
По следу Паука

Как мы уже знаем, Эдмунд Поуп был осужден за шпионаж на 20 лет. Такого судебного приговора он явно не ожидал. Но шок, в котором пребывал шпион, длился недолго. Президент России его помиловал. Шпионский триллер закончился по-американски счастливо. Сейчас Эдмунд Поуп уже оправился от шока и сидит за мемуарами, в которых грозится изложить все свои шпионские похождения.

Итак, Поуп "рассекретил" для нас суперторпеду "Шквал". Интерес к ней возрос. В порядке любопытства мы тоже решили поинтересоваться, что это за штука такая. Адвокат Поупа уверял телезрителей в одном из интервью, что все "секретные" сведения о торпеде можно извлечь из российской сети Интернет.

Ночное бдение (это для таинственности) у компьютера дало десятка три страниц текста. И то это были в основном судебные отчеты, сделавшие Эдмунду Поупу имя. Сенсацией покормились все газеты мира. Вдоволь пожевало ее и телевидение.

Адвокат Поупа лукавил. К чести отечественных информаторов, пополняющих военные сайты, ничего лишнего они о суперторпеде не сообщили. А те сведения, которые есть, никак шпионскими не назовешь. Тактико-технические данные "Шквала" можно найти в любом справочнике вооружений, изданном в последние годы.

Познакомимся поближе с Эдмундом Поупом. Паук, распуская сети, в которые ловил информационную рыбешку, не заметил, как угодил в нее сам.

С морем Поуп был связан давно. В 1969 году он поступил на службу в ВМС США. За четверть века дослужился до чина капитана. Выйдя в отставку, он стал "советником по разведке и руководителем службы безопасности" в научно-исследовательском управлении министерства ВМС США. Так что приемы и методы добывания необходимой информации ему были хорошо известны.

По каким-то причинам из военного ведомства он перешел в Пенсильванский университет на должность сотрудника лаборатории прикладных исследований. В конце концов он стал президентом компании "Сефр технолоджи Интернейшнл". Даже без перевода ясно, что компания Поупа занималась зарубежными технологиями. Объектом его интересов стала Россия, где бесконтрольность продажи новых технологий существует даже в наглухо закрытых институтах. Для них это соломинка в гибельном водовороте безденежья.

Надо отметить, что к торпеде "Шквал" давно уже приглядываются многие "специалисты". Несколько лет назад из России были выдворены британские разведчики с дипломатическим прикрытием, которых тоже интересовала суперторпеда. Канадские и американские спецслужбы пытались купить торпеду в... Киргизии, где на одном из заводов "Шквал" производили. Подбирались "спецы" в области морских вооружений и к одному из режимных украинских НИИ, занимавшихся теми физическими проблемами, которые нашли воплощение в создании уникального подводного оружия.

Нас уже давно приучили, что люди, стремящиеся побольше узнать об оружии, должны вызывать подозрение. И в Киргизии, и на Украине у спецслужб случился облом.

Паук в этом направлении продвинулся дальше всех. Он будто бы даже пытался заключить контракт на испытание торпеды "Шквал" в своей фирме. Легендой прикрытия Поупа была идея использования "физики" торпеды в строительстве скоростных и сугубо мирных катеров. Но сделка не состоялась — в цене не сошлись. Наши вооруженцы затребовали слишком большую цену за торпеду.

Поуп также был готов выступить в роли консультанта при подборе иностранных военных покупателей, "запавших" на "Шквал". Казалось бы, человек не скрывает своего интереса, идет напролом, хватай его за руку — и все. Но тонкость ситуации состоит в том, что торпеда "Шквал"... секретной не является. Она есть уже у Китая, который купил 40 единиц подводного оружия у... Казахстана. Американские военные специалисты считают, что "Шквал" есть имеется у Ирана, и подозревают Россию в секретной сделке.

Суперторпеда неоднократно выставлялась на мировых смотринах оружия в Абу-Даби, и российская сторона готова была рассмотреть любые предложения по закупке любой партии.

В англоязычном Интернете прошла "сенсационная" информация о том, что на борту погибшего атомного подводного крейсера "Курск" были китайские вооруженцы. Именно для них был устроен поход "Курска" в район учений, где предполагалось показать суперторпеду в действии. Будто бы она-то и взорвалась при стрельбе.

Эту "сенсацию" мировые СМИ не подхватили, видимо, посчитав ее абсурдной.

Хорошо, если торпеда "Шквал" давно рассекречена, тогда в чем же виноват Паук? Зачем он так усиленно плел сети, стараясь выведать то... что известно?
Ракеты могут все

Торпеда "Шквал" — детище далеких 60-х годов. В то время делалась ставка на ракеты, считалось, что они смогут обеспечить полную безопасность страны. Волею правительства началось сокращение сухопутных войск, резали на металлолом боевые корабли, в утиль шли танки, пушки...

Ракетами нашпиговывали огромные пространства земли. Гарнизоны ракетчиков вырастали в безлюдье пустынь, тайги, тундры. Ракет не было разве что под водой. Но это дело поправимое. Постановлением Совета Министров СССР за № 111-463 от 13 октября 1960 года было выдано задание на проектирование подводной ракеты. Она задумывалась универсальной: ее можно было использовать и как торпедное оружие для поражения подводных и надводных кораблей, и как средство доставки ядерного заряда к побережью противника. Тогда были уже созданы сверхмощные водородные бомбы, а вот “транспорта” под них не существовало. Подводная ракета была практически неуязвима. Ее трудно было обнаружить. Стандартные средства ПВО для этого не годились.

Эскизный проект ракеты-торпеды утвердили в 1963 году. Новая торпеда, по расчетам, развивала фантастическую скорость — 100 метров в секунду, тогда как простые торпеды шли в три раза медленнее.

Под водой огромные скорости казались немыслимы. Сила трения служит стопором, она "съест" любую скорость. Однако если корпус торпеды "закутать" в оболочку газа, создать каверну, то сила трения снизится настолько, что достижение невиданных скоростей будет реальностью.

Первые опытные пуски реактивных торпед "Шквал" начались летом 1964 года на полигоне озера Иссык-Куль со специального плавучего стенда. Через год макеты торпед отстреливались с дизельной подводной лодки в Феодосии.

Лишь в ноябре 1977 года противолодочный комплекс "Шквал" с торпедой М-5, получившей эксплуатационный шифр ВА-111, был принят на вооружение Военно-Морских Сил СССР.

Западные военные аналитики не проявили большого внимания к новому оружию и посчитали его создание вынужденным. В то время советские подводные лодки были шумными и не могли неслышно приблизиться к противнику. "Шквал" компенсировал этот недостаток. Теперь поражать корабли противника можно было с большого расстояния.

Работа по созданию реактивных торпед шла и в США. И мы, и они за основу взяли наработки германских инженеров, доставшиеся как трофей в ходе войны. Уже в 50-х годах американцы испытали ракетную торпеду, которая шла со скоростью 70 метров в секунду.

Но почему-то все работы к 1970 году американцы свернули. Для дезинформации советского руководства они подкинули сведения об испытании ВМС США противолодочной реактивной торпеды, имевшей фантастическую скорость: она проходила 150 метров в в секунду. В СССР эту "дезу" приняли всерьез и расширили работы над неуправляемыми реактивными торпедами.

Американцы же пошли другим путем. Они стали совершенствовать тактику применения надводных кораблей. Их "коньком" стало постоянное маневрирование, что затрудняло советским подводным лодкам поиск их надводных эскадр. Но средства разведки совершенствовались, и сейчас скрывать армаду кораблей даже в океанах невозможно.

Вот тут "Шквал" и пригодился. Ракетная торпеда не имеет системы самонаведения, вся информация закладывается в автопилот перед пуском. Казалось бы, это недостаток комплекса. Но не тут-то было. Такая система застрахована от помех и реагирований на ложные цели. Рули ракеты с невероятным упорством направляют ее только вперед по заданному курсу.

Появление бесшумных и скоростных подводных лодок изменило весь ход морских баталий. Морские военные эксперты считают, что закончилась под водой эра "кошек-мышек", когда субмарины долго выслеживали друг друга. Подводный бой будет напоминать схватку самолетов. Вот тут-то и пригодятся реактивные торпеды.

Подобного оружия у американцев на сегодня не имеется. Это признают и специалисты, и военные.

Один из американских журналов писал по этому поводу: "Создание реактивных торпед было крупным достижением в развитии подводного оружия. Насколько известно, запрета против них нет до сих пор. Американцы далеко позади в развитии этого вида технологий".

Это не совсем так. Именно американцам принадлежит рекорд подводной скорости — 1549 м/сек. Это быстрее, чем скорость звука в воде. Так что нельзя сказать, что они безнадежно отстали. Другое дело, что все эти работы экспериментальные и до создания надежной, испытанной реактивной торпеды им далеко. Так что "Шквал" их по-прежнему интересует и любая новая информация об этом комплексе им важна. Шпионам открыто большое поле для риска. Эдмунд Поуп, он же Паук, рисковал, добывая сведения по технологии создания двигателей ракеты и топливных зарядов. И ему в этом активно помогали... наши ученые и специалисты.

Как отметили в ФСБ, "отдельные технические решения, относящиеся к этому уникальному изделию, являются секретными, что позволяет России удерживать приоритет в данной области даже в случае продажи готовых образцов".

Российские военные специалисты, в свою очередь, утверждают, что, даже детально изучив реактивную торпеду, трудно создать аналог.

Наивно полагать, что шпион гонялся за секретами прошлых лет.

Сегодня наши оборонщики обильно снабжают нас информацией о новых видах вооружений. Достаточно открыть красочный журнал "Военный парад", и ты почувствуешь себя шпионом. Так, в журнале четырехлетней давности сообщалось о прыгающих торпедах, которые могут выскакивать из воды и поражать корабль ударом с воздуха. Подробности, конечно, не раскрываются, но в это же время агентство печати ИТАР-ТАСС сообщает, что готовятся испытания модернизированного комплекса "Шквал", которые намечено провести на Тихом океане. Какой же шпион не поймет, что одно с другим связано?

В шпионской игре, где был задействован Эдмунд Поуп, есть еще одна тонкость, которую мы не знаем.

Американцы давно собирались создавать шахты для баллистических ракет на дне мирового океана. Уникальная ракета "Шквал" мешает их планам. Так что она еще держит военное равновесие. Поистине ракеты могут все.
Тактико-технические данные торпеды "Шквал"

* Калибр — 533,4 мм
* Длина — 8200 мм
* Вес торпеды — 2700 кг
* Мощность боеголовки в тротиловом эквиваленте — 210 кг
* Эффективная дальность стрельбы — 7 км
* Маршевая скорость — 360 км/час

Добавлено через 8 часов 28 минут
"ФАВОРИТ" — СТРАЖ НЕБА
Требуется доказать

Американцы рекламируют все: от детских безделушек до новинок военной техники. Это закон их жизни. Создается впечатление, что у них нет секретов.

Реклама зенитной ракетной системы "Пэтриот" началась сразу же, как только военные почувствовали, что получили в руки грозное оружие. Ракеты "Пэтриота" могли сбивать низколетящие цели, которые ни один существовавший в мире зенитный комплекс "взять" не мог. Казалось бы, достигнут успех в разработке нового оружия.

А тут еще подвернулась война в Персидском заливе. Американцы, давно точившие зуб на Ирак, попытались его укусить. Война, естественно, закончилась победоносно. С лучшей стороны показали себя комплексы "Пэтриот". Им пришлось бороться с ракетами советского производства "Скад", которые стояли на вооружении иракской армии.

Военная операция, названная "Бурей в пустыне", тоже была широко разрекламирована. Репортажи о налетах авиации и ракетных ударах транслировались в прямом эфире. Зрители видели, как ракеты, выпущенные "Пэтриотом", точно поражают намеченные цели. Все это впечатляло. Из колумбийской столицы пришло известие, что одна семья назвала родившегося малыша Пэтриотом в честь американского зенитного ракетного комплекса.

Рекламная шумиха, как всегда, притуманила главное: какими еще возможностями обладает новый комплекс, кроме того, что сбивает низколетящие цели? Тут, конечно, можно возразить: а разве этого мало?

Но гражданскому человеку любая реклама кажется убедительной, а вот специалист-ракетчик скажет, что хотел бы узнать о возможностях комплекса поподробнее.

И тут выяснятся детали, которые рекламой были упущены. Оказывается, что во время войны в Персидском заливе американцы смогли сбить только 35 ракет "Скад" из 98 запущенных иракцами. Не трудно посчитать, что боевая эффективность нового оружия составляет всего 36 процентов. Причем на одну ракету "Скад" тратилось три-четыре ракеты "Пэтриота", вместо одной или двух, как предписывалось в наставлении по их применению.

Один из промахов стоил американцам жизни трех десятков солдат, когда "Скад" попала в казарму.

Перехватить устаревшую оперативно-тактическую ракету "Скад" (Р-17) несложно. Ее полет радары могут прослеживать с момента старта, и уничтожить ее можно на любой высоте. Но тут возникает еще одна тонкость. "Пэтриоты" не способны начисто уничтожать всю ракету вместе с боеголовкой. В большинстве случаев они своим подрывом всего лишь отклоняли "Скады" с курса. Будь на них атомная боеголовка, это отклонение не имело бы большого значения.

Крылатые ракеты, которые летят, огибая местность, "Пэтриот" уничтожает на высоте 60 метров. Высоковато!

Что ж, пусть "Пэтриот" не так совершенен, но кто тогда мог сказать, что обладает комплексами и получше?
Мы — смогли .

В самый разгар "Бури в пустыне" в газете "Красная звезда" появилась сенсационная статья генерального конструктора научно-производственного объединения "Алмаз", академика Бориса Васильевича Бункина, который сказал: "Советская зенитная ракетная система С-300 эффективнее "Пэтриота".

Утверждение ученого вызвало шквал откликов в специализированных военных изданиях Запада. От ученого требовали доказательств, зная, что советская сторона на рассекречивание нового комплекса не пойдет. Так что в выражениях не стеснялись.

Пулей в пулю

Зенитный ракетный комплекс "Пэтриот" относится к высокоточному оружию. Наземные цели ракеты комплекса уничтожают без промаха. Американцы достигли такой результативности в 1986 году. Мы — двумя годами раньше.

Когда начинали разработку ракетной системы С-300, ставилась задача полного уничтожения летящей цели. Пулей попасть в пулю — и только так.

К 1993 году американская разведка, видимо, хорошо поработала над изучением возможностей С-300. Когда российская сторона решила выставить новый комплекс на смотре военной техники в Абу-Даби, американцы прислали лишь макет "Пэтриота". Они не хотели показывать свой комплекс в действии. Наши заявили: С-300 будет стрелять.

В день демонстрации на полигоне Макандра собрались все военные специалисты. Прозвучала команда: "К бою!" Все невольно посмотрели на часы. Ровно пять минут потребовалось расчету, чтобы привести пусковую установку в боевую готовность.

Старт первой ракеты вызвал недоумение. Она вылетела из направляющей трубы без привычного шлейфа огня. На какой-то миг показалось, что пуск неудачен. Но на высоте десятка метров включился маршевый двигатель, и ракета, описав дугу, ушла к цели. За ней последовала вторая. Вскоре наблюдатели доложили, что две воздушные цели уничтожены.

Доказательства были предъявлены. С тех пор комплекс С-300 хорошо освоился на арабских полигонах. Ему не страшна палящая жара, а герметичные контейнеры оберегают ракеты от песчаных бурь, которых "Пэтриот" смертельно боится.

За все это время военные специалисты разных стран хорошо изучили возможности новых российских зенитных комплексов и предпочтение отдают им. "Пэтриот" оказался к тому же и неповоротлив. Его ракеты идут на цель только тогда, когда пусковая установка развернута в ее сторону. Ракеты С-300 разворачиваются в воздухе при пуске. И в боевую готовность "Пэтриот" приводят полчаса, а для сегодняшних войн это многовато.

Уникальный российский зенитный комплекс не раз демонстрировался в Нижнем Новгороде. Но это была лишь его часть — пусковая установка. В прошлом году на выставке "Новые технологии в радиоэлектронике и системах управления" его показали полностью. Мы впервые узнали его подлинное имя — "Фаворит".

Сегодня на вооружении российской армии находятся около трех сотен таких комплексов, но большинство из них законсервировано. Это резерв, который предназначен для продажи за рубеж. Он пополняется, так что военные гарантируют крепость наших воздушных рубежей. "Фаворит" способен одним ракетным залпом поразить около трех десятков целей.
Кровавый след

Рассказывая о сегодняшнем положении с российским оружием, невозможно обойти криминальную составляющую, которая присутствует в "биографии" каждого нового образца. Не избежал этой участи и "Фаворит".

В 1995 году газета "Вашингтон пост" порадовала своих читателей сенсационным репортажем:

"Гигантский транспортный самолет Ан-124 приземлился с необычным грузом в аэропорту Хантавилл, штат Алабама. На нем доставили части самой совершенной системы противовоздушной обороны России, приобретенной для Пентагона в результате секретной сделки фирмы "БМД" — за 64 миллиона долларов она предоставила США комплекс С-300.

Эта информационно-технологическая фирма купила оружие, за которым несколько лет охотятся ЦРУ и Пентагон. Утверждается, что это — часть стратегии США, направленной на уничтожение России и ее ослабление в военном отношении. Компоненты С-300 доставляли на кораблях и самолетах. Теперь их соберут, чтобы американские инженеры улучшили свой "Пэтриот" и новую систему ПВО, создаваемую компанией "Локхид".

Те люди в России, которые занимаются продажей национального достояния, могут быть классифицированы как предатели. США по-прежнему охотятся за русскими военными и технологическими секретами. Россия же превратилась в военный базар, в котором верховодят наиболее могущественные мафиози..."

Как же попал секретный зенитный комплекс в Америку? Да очень просто, он был куплен в... Минском зенитно-ракетном училище. Сделка произошла с "одобрения" российских чиновников высокого ранга. Никто из них, как показало время, серьезно не пострадал. О предательстве даже и речи не шло.

Таким образом Россия в очередной раз помогла Пентагону сэкономить три-четыре миллиарда долларов, которые бы ушли на создание комплекса такого же класса.

Любопытную статистику совсем недавно привела "Новая газета". Она попыталась выяснить, кто сегодня претендует на акции военно-промышленного комплекса. Как оказалось, кишка тонка только у криминальных группировок. Да и что они будут делать с военными махинами? Лапы на ВПК протянулись от структур, связанных с властями в центре и на местах. Передел собственности не обходится без крови. На "Фаворите" ее уже предостаточно.

Совсем недавно в Москве был убит исполняющий обязанности генерального директора концерна, производящего зенитные комплексы, в том числе и С-300. Убийство произошло накануне собрания акционеров.

Мертвым в своей квартире был найден бывший директор Центрального научно-исследовательского института "Дельфин" Богомолов. Институт разрабатывал секретное оборудование для ракетных войск. Директору проломили череп накануне возобновления следствия по поводу кредитных и вексельных схем, построенных вокруг НИИ.

Двумя годами раньше был убит академик, лауреат Ленинской премии, один из разработчиков комплекса С-300, Валентин Смирнов. Его застрелили на лестничной площадке собственного дома.

Это преступление было раскрыто. Оно носило явно уголовный характер. Академика "заказал" главный бухгалтер коммерческой фирмы, которая находилась под "крышей" завода, выпускавшего зенитные комплексы. Фирма занималась разделкой золотосодержащих частей боевых ракет. Академик требовал полного возвращения драгметаллов в казну завода. Так добывались деньги на постройку оружия, которое приносило немалую прибыль государству.

С уголовным делом наши следственные органы справились. А вот кто же "заказал" тех, в чьих руках находится пока еще государственная собственность? Этот вопрос можно не задавать. Ответ на него мы вряд ли когда-нибудь получим.

Вот такая война идет сегодня на фронтах нашего ВПК. Сколько она будет продолжаться — неизвестно. Да и затухнет ли когда, ведь на очереди появление нового комплекса С-400 "Триумф". Аналогов ему в мире нет. А это значит, что начнется борьба за его продажу. И не исключено, что вновь полетят пули, поражающие земные цели.

Вячеслав Федоров

На снимках:

* Это и есть зенитный ракетный комплекс С-300 "Фаворит".

Тактико-технические данные “Фаворита”

* Дальность — 150 километров
* Высота: максимальная — 27 километров, минимальная — 0,01 метра.
* Масса боезаряда — 143 килограмма
* Вероятность поражения цели — 80—90 процентов
* Число одновременно поражаемых целей — 36
* Время реакции — 8 секунд
* Темп стрельбы — 3 выстрела/сек

Последний раз редактировалось VaLerKa; 14.10.2007 в 19:27. Причина: Добавлено сообщение
VaLerKa вне форума Пол: Мужчина   Ответить с цитированием Вверх
Благодарности: 10
Al 777 (14.10.2007), AndyK (14.10.2007), Artur (14.10.2007), bart1k (14.10.2007), Frantic (15.10.2007), Headmilk (02.12.2007), Orn Afion (23.10.2007), sdxx (11.09.2009), Vadim (15.10.2007), vepsar (14.10.2007)
Старый 16.10.2007, 06:48      #2
VaLerKa
Пользователь
По умолчанию

“Гепард”: Подводный охотник
Последняя, она же первая

В декабре прошлого года в газетах промелькнуло сообщение, что на ПО “Северное машиностроительное предприятие” (“Севмаш”) завершено строительство новой атомной подводной лодки “Гепард”. Раньше подобную информацию держали в строжайшем секрете. Раскрытие ее сейчас, очевидно, было вызвано гибелью подводного крейсера “Курск”. Россия теряет подводные лодки!

Чтобы как-то оптимизировать возникшую ситуацию, решили приоткрыть завесу секретности: мол, мы не только теряем.

“Известия” цитировали слова начальника военного представительства Минобороны на “Севмаше” Павла Нычко. На вопрос о сравнении относительных характеристик этой лодки и американских субмарин подобного класса, он сказал:

— “Гепард” по сравнению с натовскими подлодками — все равно что “Мерседес” по сравнению с “Волгой”.

Сегодня мы все хорошо представляем, что такое “Мерседес” и какие у него преимущества перед “Волгой”, поэтому нам легко будет представить, что же это за новая лодка “Гепард”.

Газеты не оставили новую атомарину без внимания и в этом году. Сообщалось, что лодка ушла на ходовые испытания. Закончились они успешно. И вот совсем новое известие. В конце ноября заводчане готовятся распрощаться с “Гепардом”. Не обойдется без торжеств. Будем надеяться, что нам покажут сдачу лодки военным морякам.
Подводные лодки проекта 971, “кошачьей” серии.

Если знать историю строительства лодки, то событие это будет еще и символическим. В цехах “Севмаша” лодку заложили 23 сентября 1991 года, когда еще существовал Советский Союз. Теперь эта АПЛ автоматически стала первой российской построенной лодкой, да еще и нового тысячелетия. Так что в лодке заложены десять лет нашей неустроенности.

Предшественники “Гепарда” оставляли завод через два года после закладки. Перед “Гепардом” были “Барс”, “Пантера”, “Волк”, “Леопард”, “Тигр”, “Вепрь”. Моряки называют эту серию лодок кошачьей, хотя официально проект 971, к которому принадлежит “Гепард” имеет шифр “Щука-Б”, а по натовской классификации — “Акула-2”. Несмотря на разницу в названиях, все они близки новой лодке. В них подмечена одна главная особенность “кошачьей” серии — бесшумность хода. Это лодки третьего поколения.

Даже при самых благоприятных условиях американская субмарина типа “Лос-Анджелес”, обладающая самой совершенной гидроакустикой, сможет обнаружить “кошачью” лодку не далее чем за 10 километров. Это расстояние критическое. Подкравшаяся незаметно АПЛ уже может беспрепятственно выполнить боевую задачу.

Американский военно-морской аналитик Н. Полмер на слушаниях в комитете национальной безопасности палаты представителей Конгресса США отметил: “Появление подводных лодок типа “Акула”, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось. В 1994 году стало известно, что разрыва уже не существует”.
Подводные лодки проекта 971, “кошачьей” серии.
Бесшумна и опасна

“Кошачья” серия лодок приходится ближайшей родственницей созданной в нижегородском ЦКБ “Лазурит” АПЛ “Барракуда” проекта 945. Напомним, что эта лодка глубоководная, с титановым корпусом. Сегодня широко известно имя ее главного конструктора — Герой России Николай Кваша.

До мая 1990 года успели построить шесть подводных лодок этого типа.

У “Барракуды” был один существенный недостаток. Она была очень дорогой, да и не каждая российская верфь, где делали подводные лодки, могла работать с титаном. Флоту нужна была серия подводных кораблей широкого профиля, дешевых и простых в исполнении. За основу был взят проект 945, но корпус лодки делали из маломагнитной стали. Новую серию лодок отнесли к проекту 971.
Подводная лодка ”Гепард“. Балтийский флот. 1915 г.

Свое “кошачье” название эта серия АПЛ унаследовала от первых российских лодок начала XX века. Тот, прежний “Гепард” был заложен в сентябре 1913 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Через полтора года лодка уже вошла в строй боевых кораблей. Она участвовала в первой мировой войне, обеспечивая проведение поисковых и разведывательных акций на морских коммуникациях противника. Лодка совершила 15 боевых походов. Но в октябре 1917 года, находясь на патрулировании в Балтийском море, бесследно пропала. Причина трагедии и место гибели не установлены до сих пор.

Серию лодок проекта 971 разрабатывали ленинградцы. Кроме того, что лодки малошумные, они еще и грозные. Торпедно-ракетный комплекс включает суммарный боекомплект — более 40 единиц средств поражения. С лодок могут запускаться крылатые ракеты “Гранат”, подводные ракеты и ракеты-торпеды “Шквал”, “Водопад” и “Ветер”. Лодка может быть использована и как минный заградитель.

С появлением в водах северных морей и на Тихом океане “кошачьих” АПЛ американцам пришлось забыть слова, которые они непрестанно повторяли: “У русских субмарин больше нашего, но они скверно сделаны”.

А начальник оперативного отряда ВМС США адмирал Джерми Борда, проанализировав все контакты своих лодок с субмаринами “кошачьей” серии, пришел к выводу, что по малошумности они соответствуют лодкам четвертого поколения.

Обеспокоившись стремительным развитием российского подводного кораблестроения, американская сторона предприняла попытку вовлечь в задуманную операцию международную неправительственную экологическую организацию “Гринпис”. Повинуясь заказчикам, та всю свою деятельность перенесла на северные моря, борясь с их ядерным заражением. Как только строительство новых субмарин в России прекратилось, “Гринпис” тут же покинул северную акваторию.

Был и еще один инцидент, связанный с этими лодками. В начале 80-х годов наша страна приобрела уникальные высокоточные металлорежущие станки у японской фирмы “Тошиба”. Сделка была секретной, но о ней узнала пресса и тут же раструбила по всему миру. Эти станки позволяли применять новые технологии в обработке гребных валов и лопастей винтов, тем самым резко снижая шумность хода субмарины. США, узнав о сделке, тут же объявили “Тошибе” о введении экономических санкций. Но было уже поздно.
Подводные лодки проекта 971, “кошачьей” серии.
Шок — это по-нашему

Что же будет представлять из себя новая лодка “Гепард”? Это двухкорпусная субмарина с высоким кормовым оперением, на котором установлен обтекатель буксируемой антенны. Экипаж может вести разговоры с землей даже из-под воды.

Корпус лодки имеет гидроакустическое покрытие и разделен на семь основных отсеков. Для экипажа созданы комфортные условия: комната отдыха, тренажерный зал и даже маленькая сауна с бассейном. Жилые кубрики на четыре человека очень похожи на купе пассажирского поезда.

Моряки, которые придут служить на “Гепард”, узнают много интересного из истории лодок этого класса. Им непременно расскажут о случае, который произошел 29 февраля 1996 года в самый разгар учений сил НАТО. Боевые корабли вели поиск условного подводного противника. Учебная задача была выполнена, как вдруг на связь вышла... российская подводная лодка. Ее командир просил о помощи. Надо было срочно эвакуировать матроса с острым приступом аппендицита.

Для англичан к которым адресовалась просьба, это был шок. До сих пор они теряются в догадках: то ли помощь действительно была нужна, то ли это хорошо задуманная операция. Когда лодка всплыла на поверхность, то все увидели, что она находится в самом центре ордера натовских кораблей. Будь боевая обстановка реальной...
Подводные лодки проекта 971, “кошачьей” серии.

В шок были повержены и американцы, когда “случайно” обнаружили нашу “Щуку” вблизи своих территориальных вод.

Еще одна “Щука” отличилась летом 1999 года во время агрессии НАТО против Югославии. Тогда прошло сообщение, что в водах Средиземного моря замечена наша подводная лодка. Ее действительно заметили, когда она проходила узкий Гибралтарский пролив. Но потом она как растворилась. Через некоторое время она появилась у берегов Корсики и Югославии. За ней охотились как надводные корабли, так и противолодочные самолеты. Поиграв в прятки, лодка спокойно покинула Средиземное море.

Шок был потом, когда в штабе НАТО узнали, что вместе с хотя бы на короткий срок замеченной ими “Щукой” в Средиземном море находился подводный крейсер “Курск” и “Барракуда” (“Псков”). Их обнаружили только тогда, когда они уже возвращались к родным берегам.

Беспокойство американской стороны вызывает и то обстоятельство, что большой интерес к лодкам “кошачьей” серии проявили Индия, Китай и Южная Корея. Причем индийские ВМС успели раньше всех. Были обговорены условия покупки двух субмарин, которые сейчас достраиваются на стапелях “Севмаша”.

Жалко, конечно, что этот стратегический запас уходит на сторону, но таковы реалии, иначе наши ВМС не получили бы “Гепарда”.

Новая лодка, по всей видимости, войдет в состав Северного флота. Она заменит погибший “Курск”.

С “Гепарда” начнется отсчет подводных субмарин нового века. И пусть он продолжится.
Подводные лодки проекта 971, “кошачьей” серии.
Тактико-технические характеристики
АПЛ проекта 971

Наибольшая длина — 110,3 м

Наибольшая ширина — 13,5 м

Водоизмещение надводное — 8140 т

Водоизмещение подводное — 12 770 т

Скорость полная надводная — 10 узл.

Скорость полная подводная — 33 узл.

Предельная глубина погружения — 600 м

Рабочая глубина погружения — 480 м

Экипаж — 73 чел.

Автономность — 100 сут.[I]

Добавлено через 8 часов 54 минуты
“Беркут” – одинокое крыло

Военные эксперты обещают, что эйфория всеобщего примирения будет недолгой, ситуация в мире начнет обостряться через 10—20 лет. С каким вооружением Россия подойдет к этому времени?
Истребитель XXI века С-37 "Беркут"
“Новый русский”

Он появился в небе над летным полем аэродрома в Жуковском совершенно неожиданно. Это был сюрприз Международного аэрокосмического салона (МАКС) в 1999 году. Самолет пронесся над зрителями, описал круг, пролетел на низкой высоте, чтобы его все хорошенько рассмотрели, выполнил несколько несложных виражей и скрылся. Новая машина имела крылья необычной формы. Они были выгнуты вперед. Знатоки авиации сразу поняли, что перед ними вполне удачная машина с обратной стреловидностью крыла. Новую конструкцию самолета представило зрителям ОКБ Сухого.

Репортеры, публиковавшие репортажи с МАКС-99, были щедры на эмоции, раздавали похвалы новому самолету, но не более. Ни самолета, ни летчика, пилотировавшего его, им не показали. Черная машина с названием "Беркут" стала главным интересом салона. Самолет будто бы взлетел ниоткуда и скрылся неведомо куда. Был ли он?

Был. Для репортеров это всего лишь очередная рабочая сенсация, с которой они столкнулись. А вот для авиационных специалистов "Беркут" секретом уже давно не был. Американские авиационные аналитики знали, что в России ведутся работы над самолетом пятого поколения. Поскольку в эти годы наши государственные и военные секреты попросту выбалтывались, то полученные американской разведкой сведения позволили председателю подкомитета по тактической авиации в Комитете по национальной обороне Конгресса США Курту Велдону сказать еще в 1997 году такие слова:

"Холодная война, хочется верить, окончилась, империя Советов пала, но в России работают над новым истребителем, который, по оценке некоторых экспертов, будет противостоять лучшим самолетам наших ВВС. По мнению оборонных экспертов, разработка С-37 означает, что в XXI веке американские пилоты могут столкнуться с врагом еще более грозным, чем это ожидалось раньше".

Слова эти были опубликованы в New York Times, а, как известно, то, что написано пером, уже никаким топором не вырубишь. Выходит, американские военные по-прежнему рассматривают нас как врагов, хотя и говорят, что "холодная война" закончилась?

Нет, Курт Велдон имеет в виду совсем других врагов.

"Продажа этого самолета в "ненадежные" страны, такие же как Россия, видятся источниками потенциальной угрозы национальной безопасности США. Это очень тревожно... Россия продолжает осуществлять значительные инвестиции в развитие технологий. Цели, которые преследует Россия, вне нашего понимания. Это признак того, что в то время, как обычные вооруженные силы находятся в состоянии полной дезорганизации, есть в России силы, заинтересованные в финансировании технологического "скачка", который может дать русским значительный потенциал еще на 10—15 лет. В России испытывают новый истребитель "Сухой", который может выйти на уровень последних достижений в США. С-37 создан для того, чтобы дать русским исключительные возможности для достижения того, что они называют превосходством в воздухе".

Истребитель С-37, который так беспокоит американских экспертов, и был тем самым таинственным "Беркутом", который впервые показали на МАКС-99.

Для нас, еще не отвыкших от сюрпризов, которыми постоянно удивляли отечественные авиаконструкторы, "Беркут" стал не более чем приятной новинкой. Самолет тут же метко окрестили "новым русским" — его силуэт был похож на тот самый жест, которым эти самые "новые русские" обнаруживают себя.
Истребитель XXI века С-37 "Беркут"
“Ни грамма по земле”

Прошло два года со дня показа "Беркута". На минувшем авиасалоне в Жуковском он вновь летал. Но к этому времени о "Беркуте" нам стало уже кое-что известно.

Авиационные специалисты относят самолет С-37 к пятому поколению истребителей. Курт Велдон точно сформулировал стратегическую задачу наших авиаконструкторов, создающих самолеты, которые обязаны завоевать превосходство в воздухе. Военные теоретики считают, что подобные истребители разрабатываются в странах, имеющих "в силу исторических и экономических причин глобальные интересы". Пусть это видится им так. Наши же авиаконструкторы придерживаются другой задачи — "ни грамма (ни фунта) по земле". Новый истребитель должен полностью контролировать воздушное пространство над театром военных действий.

Один из американских генералов ВВС, ознакомившись с тактико-техническими данными С-37, воскликнул: "Мы всегда и всюду обладали господством в воздухе. Теперь же советские истребители могут безнаказанно оперировать на своей стороне поля боя".

Известно, что американцы ни в чем не любят уступать, и на разработку своих истребителей пятого поколения они ссудили необходимую сумму.

А что у нас?

"Беркут" начинали создавать еще в советское время. До воплощения его в металле прошло десять лет. Это не такой большой срок, если учесть, что новому самолету нужны были новые материалы и новые технологии. Все эти работы финансировались. Планировалось построить три опытных самолета. Один был уже "приговорен" к разрушению на земле: на нем должны были проверить все прочностные характеристики. А две машины делали для полетов.

В результате денег хватило на постройку всего лишь одного самолета. Его испытали на статические нагрузки, на нем сейчас и летают. По сути, "Беркут" — всесторонняя летающая лаборатория. Речи как о самолете, который должен заменить ныне стоящие на вооружении истребители, пока идти не может.

Не факт и то, что истребители пятого поколения будут иметь именно такой вид.

Обратная стреловидность крыла — давняя мечта авиаконструкторов, которая приблизилась к ним лишь сейчас, во времена высоких технологий. Попытку создания таких самолетов предпринимали еще в фашистской Германии. Созданный на фирме "Юнкерс" бомбардировщик показал высокую скорость и хорошую маневренность. Даже в экспериментальную серию он пойти не успел — закончилась война. Кстати, два опытных бомбардировщика достались СССР в качестве трофеев.

В 80-е годы американская фирма Grumman вплотную занялась экспериментальным самолетом с обратной стреловидностью крыла. Такой самолет Х-29 был создан и широко рекламировался. Но дальше эксперимента дело не пошло. Мнения американских авиационных специалистов разделились. Одни считали, что Х-29 — это новый скачок в военном авиастроении. Другие охлаждали пыл энтузиастов заявлением о том, что развитие истребительной авиации должно идти по пути плавной модификации, а не качественных скачков.

У военных обозревателей New York Tims было свое мнение на этот счет:

"Необычная конфигурация и размещение крыла обратной стреловидности определяют его подверженность большим нагрузкам в полете, что требует применения прогрессивной компьютерной технологии для поддержания устойчивости. Положение поверхностей управления самолетом Х-24 обновляется до 40 раз в секунду".

А это новая мысль для раздумий. Неужели наши конструкторы подошли к тем компьютерным технологиям, которые позволяют решать задачи полета? Что же мы тогда самыми последними словами ругаем наших конструкторов компьютерных систем? А может быть, в самолете есть что-то, еще неведомое миру?

Как бы там ни было, но до поры до времени это будет оставаться тайной. Даже мельком заглянуть в кабину нового самолета не разрешают. Пока самолет доступен только для дистанционного созерцания.
Истребитель XXI века С-37 "Беркут"
Секреты “Беркута”

Писать о тактических возможностях С-37 довольно сложно. Надо оперировать специальными терминами, понимание которых доступно лишь людям, знакомым с авиацией. Но выйти из положения мы сможем. Вот для начала цитата из американского авиационного издания. Обратим внимание, что слова эти написаны в 1979 году.

"Крыло обратной стреловидности может оказать решающее влияние на облик военных самолетов нового поколения и обеспечить создание высокоманевренного самолета с менее мощными и более экономичными двигателями".

Что еще нужно авиации? Так что экзотический вид "Беркута" — это не прихоть авиаконструкторов. Мы, не ведая того, оказались на пороге нового взлета авиации, и "Беркут" нам открыл дверь.

Летчик-испытатель, Герой России Игорь Вотинцев. Это он поднял "Беркута" в воздух.25 сентября 1997 года его поднял в воздух летчик-испытатель Герой России Игорь Вотинцев. С тех пор он уже совершил более сотни испытательных полетов, но о самолете говорит скупо. Немногословие его объяснить можно: "ноу-хау", заложенные в самолет, еще долго будут оставаться большим секретом. И все-таки кое-какие подробности нам удалось узнать. Вот что рассказал летчик-испытатель одной из воронежских газет. Как оказалось, именно в этом городе на военном аэродроме "Балтимор" шли испытания С-37.

"На "Беркуте", как и на Су-27, такие же педали, приборы. Правда, ручка управления вынесена на правый борт и внешне напоминает ручку компьютерного джойстика. Такая же ручка имеется на американском истребителе F-16. На отечественных серийных истребителях она в таком виде еще не применялась. Ручка вынесена на борт для того, чтобы освободить место для дисплеев, отражающих информацию о состоянии самолета. Кроме того, здесь установлено все самое современное оборудование и авионика".

Не обошла Игоря Вотинцева вниманием и газета "Жуковские вести". В городе авиаторов летчик оказался более доступен. Что же он сказал?

"По расчетным несущим характеристикам "Беркут" лучше Су-27 и Су-30. Машина полностью оправдывает все затраты и потенциально может стать лучшим истребителем в мире. Самолет способен летать на углах атаки в полтора раза выше, чем все современные истребители. При этом повышается система безопасности, в штопор самолет войти в принципе не может.

Для опытного летчика новый самолет не будет сложным в управлении. Тот, кто летал на Су-27 и МиГ-29, сможет пилотировать и С-37".

Казалось бы, надо радоваться за отечественную военную авиацию. У нее появился истребитель XXI века. Но, увы, он пока один. А один, как известно, в небесном поле не воин.
Истребитель XXI века С-37 "Беркут"
Тактико-технические характеристики самолета С-37 “Беркут”.

Размах крыла — 16,7 м.

Длина самолета — 22,6 м.

Взлетная масса — 24 000 кг.

Все остальные данные пока неизвестны. Его испытания не закончены.

Последний раз редактировалось VaLerKa; 16.10.2007 в 06:48. Причина: Добавлено сообщение
VaLerKa вне форума Пол: Мужчина   Ответить с цитированием Вверх
Благодарности: 8
Al 777 (15.10.2007), AndyK (16.10.2007), Headmilk (02.12.2007), hydra (24.10.2007), Orn Afion (23.10.2007), sdxx (11.09.2009), uzumaki 2 (09.02.2009), Vadim (15.10.2007)
Ответ


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Обратная связь
Текущее время: 19:49. Часовой пояс GMT +3.


Powered by vBulletin® Version 3.8.4
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot