12.08.2007, 19:47 | #1 |
Боец
|
Бронетехника СССР 1934-1945
Бронетехника СССР 1934-1945
Сюда будем выкладывать инфу о бронетехники СССР 1934-1945! ---------------------------------------------------------------------------- БА-6 Первый массовый средний пушечный бронеавтомобиль Красной Армии. Разработан конструкторским бюро Ижорского завода (Ленинград) в 1934 г. Серийно выпускался на Ижорском и Выксунском заводах. С 1934 по 1938 гг. изготовлено около 550 единиц. Серийные модификации: БА-3 - шасси грузового автомобиля "Форд-Тимкен". Клепано-сварной бронекорпус. Башня - от танка Т-26 со штатным вооружением, но меньшей толщиной брони. Экипаж 4 человека. Изготовлено 168 единиц. БА-6 - шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Бронирование до 9 мм. Вооружение - 45-мм пушка и два пулемета. Скорость до 70 км/ч. Боевая масса 5,1 т. Экипаж 4 человека: командир машины (он же заряжающий), механик-водитель, стрелок курсового пулемета, наводчик орудия. Средние бронеавтомобили БА-3/БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений. В 1935 г. 60 бронемашин было продано Турции, около 100 единиц отправлено в Испанию, некоторое количество бронеавтомобилей поставлено Монголии, Китаю и Афганистану. Оставшиеся в боевых частях бронеавтомобили этого типа применялись в Великой Отечественной войне вплоть до 1942 г. На базе бронеавтомобиля БА-6 выпускались бронеавтомобили-дрезины, входившие в штат бронепоездов. |
Благодарности: 4 |
12.08.2007, 19:49 | #2 |
Боец
|
СУ-76
Легкая самоходная установка СУ-76 на базе танка Т-70 была разработана как эффективное средство сопровождения пехоты и конницы. Осенью 1942 г. начался серийный выпуск. Самая массовая советская САУ второй мировой войны. Серийное производство осуществлялось заводами N 38 (г. Киров), N 40 (г. Мытищи) и ГАЗ. С декабря 1942 г. по июнь 1945 г. изготовлено почти 14 300 единиц. Серийные модификации: СУ-76 (СУ-76М) - шасси танка Т-70 усилено добавлением еще одного опорного катка. Боевое отделение (рубка), открытая сверху и частично сзади. Полуавтоматическая 76-мм пушка с клиновым вертикальным затвором вела огонь осколочно-фугасными, бронебойными и подкалиберными снарядами. Силовая установка состояла из двух карбюраторных двигателей, соединенных с силовой передачей параллельно. Агрегаты последней также были запараллелены и соединялись на уровне главных передач. Механик-водитель располагался в носовой части машины, а орудийный расчет из трех человек - в рубке. Скорость до 45 км/ч. Боевая масса 11,2 т. Несмотря на слабое и неполное бронирование, СУ-76 хорошо зарекомендовала себя на поле боя. Ее выпуск продолжался до конца войны (даже после снятия с производства Т-70). В конце января 1943 г. два первых самоходно-артиллерийских полка отправили на Волховский фронт для прорыва блокады Ленинграда. В 1944- 1945 гг. для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов. В первой половине 1944 г. началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК. СУ-76М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны, а потом в войне с Японией. 130 машин было передано Войску Польскому. В послевоенный период СУ-76М состояли на вооружении Советской Армии до начала 1950-х гг., а в армиях ряда стран еще дольше. В войсках армии КНДР они принимали участие в войне в Корее. |
Благодарности: 4 |
12.08.2007, 19:50 | #3 |
Боец
|
ИСУ-130
Машина создана коллективом конструкторского бюро Челябинского Кировского завода в 1944 г. с целью повышения дальности стрельбы тяжелых самоходных установок. Особенности конструкции. Базовая машина - танк ИС-2, технические характеристики которого сохранены. В корпусе, в закрытой бронированной рубке (толщина брони 90 мм) установлена 130-мм пушка, представляющая собой модификацию морской пушки, приспособленной для монтажа в бронеобъекте. Затвор клиновой, горизонтальный. Для уменьшения загазованности боевого отделения пушка снабжена системой продувки канала ствола после выстрела сжатым воздухом из пяти баллонов. Угол возвышения +14, склонения - 1 градус. Горизонтальные углы наводки 9 градусов вправо и 2 градуса влево. Начальная скорость бронебойного снаряда 900 м/с. Боекомплект 25 выстрелов раздельного заряжания, масса снаряда 33 кг, а всего выстрела 58 кг. В боекомплекте установки имелись палубойные снаряды. При установке системы продувки канала ствола удалось в машине разместить только 4 человека (один заряжающий). Скорость до 40 км/ч, боевая масса 47 т. Изготовлено несколько опытных образцов и проведены боевые испытания. При испытании выяснено, что ИСУ-130 превосходила многие отечественные и зарубежные самоходные установки. Однако выявлено было и много недостатков: отсутствие больших преимуществ в огневой мощи по сравнению с танком; очень малая скорострельность (раздельное заряжание при одном заряжающем); большой вылет ствола, что ограничивало маневренность машины; слабая обзорность с места механика-водителя; небольшой угол обстрела. Эти недостатки не позволили принять ИСУ-130 на вооружение, поэтому серийно не выпускалась. |
12.08.2007, 19:52 | #4 |
Боец
|
СУ-122
Самоходная установка СУ-122 была разработана в короткие сроки: в октябре 1942 г. решено начать работы по созданию на базе танка Т-34 самоходной установки со 122-мм гаубицей М-30 образца 1938 г., а в декабре она уже была принята на вооружение и к производству. Предназначалась эта самоходка для поддержки пехоты. Серийно производилась на Уральском заводе тяжелого машиностроения (г. Свердловск). С декабря 1942 г. по август 1943 изготовлено около 640 единиц. Серийная модификация: конструктивно самоходная установка представляла собой шасси танка Т-34, отделение управления и боевое отделение которого занимала закрытая со всех сторон броней рубка с толщиной броневых листов 45 мм. В рубке на тумбе смонтирована качающаяся часть полевой гаубицы М-30 с углами наведения - по горизонтали 20 градусов, по вертикали от -3 до +25 градусов. Приборы управления огнем позволяли вести стрельбу как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. В боекомплект гаубицы входили осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды, всего 40 выстрелов. Максимальная скорость движения 55 км/ч. Все члены экипажа (5 человек): командир машины, механик-водитель, наводчик орудия, два заряжающих (раздельное заряжание) размещались в рубке. Боевая масса 30,9т. Первые самоходные установки СУ-122 поступили вместе с СУ-76 на вооружение самоходно-артиллерийских полков. Первое боевое применение состоялось 14 февраля 1943 г. в ходе операции 54-й армии Волховского фронта в районе Смердыни. С апреля 1943 г. началось формирование самоходно-артиллерийских полков однородного состава. В них имелось 16 СУ-122, которые до начала 1944 г. продолжали использоваться для сопровождения пехоты и танков. Хотя она и обладала вполне удовлетворительными характеристиками, но такое применение было недостаточно эффективным из-за малой начальной скорости снаряда и низкой скорострельности при раздельном заряжании. |
12.08.2007, 19:53 | #5 |
Боец
|
СУ-152
СУ-152 - первая тяжелая самоходно-артиллерийская установка Красной Армии. Полученные в декабре 1942 г. разведданные показали, что Германия в летней кампании 1943 г. планирует применить новые тяжелые танки. Решено было разработать установку для борьбы с ними. Создана конструкторским коллективом во главе с Л.С. Трояновым на заводе N 100 (г. Челябинск). Своеобразным рекордом является то, что на ее проектирование и изготовление опытного образца было затрачено всего 25 суток. Принята на вооружение в феврале 1943 г. Серийно производилась на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). С февраля по декабрь 1943 г. было изготовлено около 670 единиц. Серийная модификация: установка создана на базе тяжелого танка КВ-1С. Корпусная 152-мм гаубица-пушка с поршневым затвором, размещена на станке в полностью бронированной рубке с толщиной броневых листов 75 мм. Пушка имела горизонтальные углы наведения по 12 градусов, угол снижения -5 градусов и возвышения +18 градусов. В боекомплекте состоящим из 20 выстрелов раздельного заряжания, имелись бронебойные и осколочно-фугасные снаряды. Экипаж 5 человек (два заряжающих). Масса 45,5 т. Остальные характеристики базового танка сохранились. В июле 1943 г. тяжелые СУ-152 впервые в большом количестве приняли участие в боях на Курской дуге и стали неприятным сюрпризом для немцев. Они хорошо зарекомендовали себя в борьбе с "тиграми" и "пантерами", за что солдаты прозвали их "зверобоями". Попадание бронебойного и даже осколочно-фугасного снаряда в башню немецкого танка "тигр" срывало ее с корпуса танка. В результате эти САУ, задуманные как "истребители дотов", стали эффективным противотанковым средством, Эти установки состояли на вооружении в тяжелых самоходно-артиллерийских полках Резерва главного командования, по 12 установок СУ-152 в каждом, и участвовали в боях до конца войны. |
12.08.2007, 19:55 | #6 |
Боец
|
БТ-2
Наиболее популярный советский танк периода 1930-х гг. Разработан на базе колесно-гусеничного танка американского конструктора У. Кристи и стал целым семейством танков БТ (быстроходный танк). Благодаря оригинальной конструкции ходовой части, он мог двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу (на катках без гусениц). Для этих целей задние опорные катки выполняли роль ведущих колес, а передние были управляемыми. Снятые гусеницы перевозились на гусеничных полках танка. Переход с одного вида движения на другой занимал примерно 30 минут. Принят на вооружение Красной Армии постановлением Реввоенсоветом СССР от 13 февраля 1931 г. Разработан и серийно выпускался на заводе N 183 (Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна). В 1932-1933 гг. изготовлено более 600 единиц. Серийная модификация: БТ-2 - первый серийный вариант. Представлял собой практически копию американского прототипа, но с вновь разработанной цилиндрической клепанной башней с толщиной броневых листов 13 мм. Боевая масса 11,3 т. Вооружение: 37-мм пушка и пулемет ДТ. Максимальная скорость на гусеницах 52, на колесах 72 км/ч. Экипаж 3 человека: командир танка (он же заряжающий), механик-водитель и наводчик орудия. Танки БТ-2 участвовали в боях войны с Финляндией, в ходе которых понесли большие потери. В начале 1941 г. в танковых частях имелось около 200 танков БТ-2. Все они применялись в боях с первых месяцев Великой Отечественной войны. В 1945 г. применялись при разгроме японских войск в Маньчжурии. Последний раз редактировалось Ytka; 12.08.2007 в 19:56. |
Благодарности: 5 | Al 777 (12.08.2007), Enter (21.08.2007), sdxx (02.08.2009), TERMINATOR (01.10.2007), Vadim (13.08.2007) |
12.08.2007, 19:57 | #7 |
Боец
|
Т-70
Танк Т-70 разработан осенью 1941 г. в КБ Горьковского автозавода (конструктор Н.А. Астров) и предназначался для замены легкого танка Т-60. Принят на вооружение Красной Армии в январе 1942 г. Лучший легкий танк Красной Армии и второй по числу выпущенных и участвовавших в Великой Отечественной войне. Серийно производился заводами N 37 (Свердловск), N 38 (Киров) и ГАЗ (Горький). С марта 1942 по осень 1943 г. изготовлено более 8 тыс. 200 единиц. Серийные модификации: Т-70 (Т-70М) - корпус и башня - с рациональными углами наклона броневых листов (толщина 15-45 мм). Башня одноместная, граненой формы. Отделение управления находилось в корпусе спереди слева, трансмиссионное отделение спереди справа, силовая установка в корпусе справа, боевое - в корпусе слева. Максимальная скорость движения 45 км/ч. Вооружение - 45 мм пушка, пулемет ДТ. Боевая масса 9,2 т. Экипаж 2 человека. Была предпринята попытка установить механизм автоматизированного заряжания пушки. Т-80 - создан с целью устранения основных недостатков Т-70. Трехместная башня, более мощная силовая установка. Изготовлено 75 единиц на заводе в г.Мытищи. Танки Т-70, Т-80 состояли на вооружении танковых бригад и полков смешанной организации совместно с Т-34, а в дальнейшем использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. Т-70, Т-80 применялись в боевых действиях вплоть до конца войны. По защите, вооружению и маневренности они превосходили легкие танки вермахта как немецкого, так и чехословацкого производства. Главный недостаток Т-70 - перегруженность командира танка, выполняющего функции наводчика и заряжающего. Танки Т-70 состояли также на вооружении Войска Польского (53 ед.) и Чехословацкого корпуса (10 ед.). |
Благодарности: 5 | Al 777 (12.08.2007), Enter (21.08.2007), sdxx (02.08.2009), TERMINATOR (01.10.2007), Vadim (13.08.2007) |
12.08.2007, 20:02 | #8 |
Боец
|
Т-60
В условиях начавшейся войны, когда армия остро нуждалась в бронетанковой технике, было решено расширить производство легких танков. Конструкторы завода N 37 им. Г.К. Орджоникидзе (Москва) во главе с Н.А. Астровым занялись усовершенствованием танка Т-40 в сухопутном варианте. Так появился танк Т-60 и с 15 сентября 1941 г. он был запущен в серийное производство. Заводы-изготовители: N 37 (Москва - Свер дловск), N 38 (Киров), N 264 (Сталинградская судоверфь, Красноармейск) и ГАЗ. С 1941 по 1942 г. выпущено более 5 тыс. 800 единиц. Серийная модификация: ходовая часть осталась прежней. Форма корпуса с более рациональной установкой броневых листов увеличенной толщины (лоб корпуса и башня - 35 мм). Башня восьмигранная, конусообразная. Масса при этом у величилась (6,4 т), а скорость уменьшилась (44 км/ч). Танк вооружен 20-мм скорострельной авиационной пушкой ШВАК-20, получившей обозначение ТШН-20. В передней части корпуса были размещены главная и бортовые передачи, механизмы управления, в середине справа - мотор, слева - боевое отделение, а в задней части - бензобаки. Экипаж 2 человека. Т-60 имел удовлетворительную маневренность, хорошую проходимость, был дешев и прост в производстве. Первое массовое применение танков Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 г. в параде на Красной площади участвовало 48 танков Т-60. На Ленинградский фронт Т-60 стали прибывать весной 1942 г. Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 г. в Крыму, участвовали в Харьковской операции, в обороне Сталинграда и в контрнаступлении Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов о сенью-зимой 1943 г. Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. |
Благодарности: 5 | Al 777 (12.08.2007), Enter (21.08.2007), sdxx (02.08.2009), TERMINATOR (01.10.2007), Vadim (13.08.2007) |
12.08.2007, 20:04 | #9 |
Боец
|
БТ-5
Разработан как вариант повышения боевой эффективности и эксплуатационных свойств танка БТ-2. В серийном производстве с 1933 по 1934 г. Изготовлено более 1 тыс. 800 единиц. Серийная модификация: БТ-5 - вторая серийная модификация. Установлена новая башня с развитой кормовой нишей. Вооружение: 45-мм пушка и спаренный пулемет ДТ с боекомплектом 72-115 выстрелов к пушке. Установлен советский двигатель мощностью 400 л.с. Усилена ходовая часть, установлено противопожарное оборудование. На части танков устанавливалась радиостанция с поручневой антенной. Боевая масса 11,5 т. Остальные характеристики - как у БТ-2. Танки БТ поступали на вооружение механизированных и танковых бригад и корпусов, предназначенных для решения самостоятельных боевых задач, а также механизированных полков кавалерийских дивизий. Боевое крещение они получили в Испании, куда в 1937 г. были отправлены 50 танков БТ-5, где они хорошо себя зарекомендовали в борьбе с немецкими танками Т-I, а при повреждении гусеницы на каменистом грунте выходили из-под огня на колесах. В мае-августе 1939 г. применялись в ходе вооруженного конфликта у реки Халхин-Гол. Еще в больших количествах БТ принимали участие в "освободительном походе" на Западную Украину и в Белоруссию. Значительное число танков БТ-5 участвовало в боях во время войны с Финляндией, где понесли большие потери. В начале 1941 г. в танковых частях имелось более 500 танков БТ-5. Все они массово применялись в боях первых месяцев Великой Отечественной войны. Позже - в ограниченных количествах на советско-германском фронте вплоть до 1944 г. В 1945 г. применялись при разгроме японских войск в Маньчжурии. В ходе Второй мировой войны небольшое количество трофейных БТ находилось на вооружении финской армии. |
Благодарности: 5 | Al 777 (12.08.2007), Enter (21.08.2007), sdxx (02.08.2009), TERMINATOR (01.10.2007), Vadim (13.08.2007) |
12.08.2007, 20:06 | #10 |
Боец
|
ОТ-130
Огнеметный танк ОТ-130 создан в 1937 г. конструкторским коллективом завода им. К.Е. Ворошилова (Ленинград). Принят на вооружение в 1938 г., изготовлены небольшой серией. Создан на базе легкого танка Т-26 образца 1933 г. Характеристики базовой машины сохранены. В башне вместо пушки установлен огнемет и один пулемет. Дальность огнеметания 35-50 метров. Огнеметное оборудование установлено в боевом отделении (два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 литров). Запаса огнесмеси хватало на 40 выстрелов. Огнеметные танки поступали на вооружение химических подразделений стрелковых и механизированных бригад и дивизий. Использовались как танки для непосредственной поддержки пехоты при прорыве позиций противника, заблаговременно оборудованных в инженерном отношении . Огнеметные танки ОТ-130 использовались в боях на реке Халхин-Гол. В дальнейшем были постепенно вытеснены модифицированными вариантами танков ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133, созданных также на базе танка Т-26. |
Благодарности: 5 | Al 777 (12.08.2007), Enter (21.08.2007), sdxx (02.08.2009), TERMINATOR (01.10.2007), Vadim (13.08.2007) |
12.08.2007, 20:08 | #11 |
Боец
|
М3
Первый легкий танк этого типа М3 разработан в 1939 г. Предназначался для поддержки пехоты и для использования в разведывательных подразделениях. Серийные модификации: М3 - первая модификация. Корпус - клепаный с прямоугольными формами бронирования. Башня - сварная, граненая с командирской башенкой. Толщина брони до 45 мм. Компоновка с передним расположением ведущих колес. Вооружение - 37-мм пушка и пять пулеметов. Один карбюраторный двигатель. Скорость до 48 км/ч. Установлена система противопожарного оборудования. Боевая масса 12,7 т. Экипаж 4 человека. М3-А1 - установлены цилиндрическая башня без командирской башенки и стабилизатор пушки в вертикальной плоскости. Сняты два пулемета. М3-А3 - корпус с рациональными углами наклона броневых листов. М5 - изменена форма корпуса. Оставлено два пулемета. Два карбюраторных двигателя. М5-А1 - установлена башня цилиндрической формы с задней нишей. Танки этих типов поступали на укомплектование разведывательных подразделений. Применялись в боях Второй мировой войны на Европейском и Африканском театрах военных действий в составе армий США, Англии и СССР. В Советский Союз танки М3 и М5 поставлялись США по программе ленд-лиза. Американские танки начали прибывать в СССР в начале 1942 г. (танки М3-А1). Всего было поставлено Советскому Союзу: танков М3-А1 - 1 тыс. 676 единиц, танков М5-А1 - 5 единиц. Летом и осенью 1942 г. эти машины участвовали в Сталинградской битве и битве за Кавказ. Танки М3 и М5 были быстроходными машинами с относительно сильным бронированием, но слабым вооружением. Нерациональная форма корпуса, слабая проходимость и низкая надежность значительно снижали их боевые качества и позволяли противостоять только легким немецким танкам. |
Благодарности: 5 | Al 777 (12.08.2007), Enter (21.08.2007), sdxx (02.08.2009), TERMINATOR (01.10.2007), Vadim (13.08.2007) |
12.08.2007, 20:11 | #12 |
Боец
|
Т-50
В начале 1940 г. было решено заменить уже устаревший Т-26 подобным Т-126 СП (СП - сопровождения пехоты). Разработку танка (позднее переименованного в Т-50) возглавляли конструкторы завода N 174 - Л.С. Троянов и Кировского завода - Г.Н. Москвин (Ленинград). Опытные образцы прошли испытания в конце 1940 г. Предпочтение отдали машине завода N 174. Это лучший советский предвоенный легкий танк. Создавался он с учетом опыта боевого применения танка Т-26 в финской войне и результатов испытаний в СССР немецкого танка Т-III, у которого позаимствован ряд технических решений (трехместная башня, командирская башенка и т.д.). Принят на вооружение в феврале 1941 г. Производился на заводе N 174 им. К.Е. Ворошилова. С июля по февраль 1942 г. выпущено 65 единиц. Серийная модификация: при сравнительно небольшой массе, 13,5 т, он имел на корпусе и башне 37-мм броню с наклоном лобовых, бортовых и кормовых броневых листов. Башня конической формы оснащалась командирской башенкой с шестью смотровыми приборами, прикрываемыми бронезаслонками. Вооружение - 45-мм пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Двигатель - дизель В-4, мощностью 300 л.с. Максимальная скорость движения 52 км/ч. На танке применена индивидуальная торсионная подвеска и катки с внутренней амортизацией. Экипаж 4 человека. До начала Великой Отечественной войны завод N 174 не выпустил ни одного серийного танка. Производство началось только после эвакуации завода в Омске. Изготовленные танки принимали участие в боевых действиях в составе нескольких танковых частей. В августе 1941 г. в 1-й танковой дивизии, принимавшей участие в боях в районе Кингисеппа, имелось 10 танков Т-50. В 1943 г. в строю 5-й гвардейской танковой бригады, освобождавшей Новороссийск, находился один танк Т-50. |
01.10.2007, 19:47 | #13 |
Боец
|
Т-34-76 Т-34-85
Общие данные Масса,т 26,8 32 Экипаж, человек 4 5 Выпущено всех модификаций, шт Габариты (мм) Длина (корпуса) 5920 Ширина 3000 Высота 2400 Клиренс 365-400 Броня толщина (мм)/угол наклона (град) Тип брони литая, катаная Лоб корпуса 45/60 Борт корпуса 40/40, 45/0 Корма корпуса 40/45 Днище 16 Крыша корпуса 16 Вооружение Пушка 76,2-мм 85-мм Л-10 Д-5Т Ф-32 С-53 Ф-34 ЗИС-С-53 Боекомплект пушки 77 Пулеметы 2 Х 7.62-мм ДТ Боекомплект ДТ 4725/2898 Двигатель Тип двигателя дизельный V-образный 4-тактный 12-цилиндровый Модель B-2 Мощность,л.с. 500 Емкость бака, л 455 Запас хода По шоссе,км 292 По грунту,км 227 Скорость По шоссе,км/ч 54 По грунту,км/ч 25 Удельная мощность,л.с/т Тип подвески индивидуальная пружинная Ширина гусеницы,мм 550 Удельное давление,кг/кв.см 0,62 Преодолеваемые препятствия Подъём 30 Стенка,мм 730 Ров,мм 2500 Брод,мм 1300 |
01.10.2007, 19:56 | #14 |
Боец
|
ИСУ-152
Общие данные Масса,т 45,5—46,0 Экипаж, человек 5 Выпущено, шт 3242 Габариты (мм) Длина 9050—9180 Ширина 3070 Высота 2480 Клиренс 460—470 Тип брони катаная Броня толщина (мм)/угол наклона (град) Лоб корпуса (верх) 60/78, рубка 90/30 Лоб корпуса (низ) 90/-30 Борт корпуса (верх) 75/15 Борт корпуса (низ) 90/0 Корма корпуса (верх) 60/49 Корма корпуса (низ) 60/-41 Днище 20 Крыша корпуса 30 Маска орудия 100 Вооружение Основное Калибр 152,4-мм Модель МЛ-20С Длина ствола (калибры) 29,3 Боекомплект пушки 20 Прицелы СТ-10, панорама Герца Дополнительное Пулемёты 1 х 12,7-мм ДШК Боекомплект пулеметов 250 Двигатель Тип двигателя V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизельный Модель В-2ИС Мощность,л.с. 520 Емкость бака, л 500 (осн.) + 360 (доп.) Запас хода По шоссе,км 220 По грунту,км 140 Скорость По шоссе,км/ч 35 По грунту,км/ч 10—15 Удельная мощность,л.с/т 11,3—11,4 Тип подвески торсионная индивидуальная Ширина гусеницы,мм 650 Удельное давление,кг/кв.см 0,81—0,82 Преодолеваемые препятствия Подъём 36° Стенка,мм 1000 Ров,мм 2500 Брод,мм 1300—1500 |
01.10.2007, 22:45 | #15 |
Боец
|
Тяжелый танк КВ-85
История создания. К осени 1943 года из опыта применения KB-1C выяснилось, что для равного противостояния немецким "Тиграм" и "Пантерам", вооруженным длинноствольными орудиями с высокой начальной скоростью снаряда, одной динамики недостаточно. Необходим был тяжелый танк, вооруженный более мощной артсистсмой, чем 76,2-мм пушка ЗИС-5. Несмотря на существенные наработки в этой области (испытывавшиеся танки ИС) и наличие различных артсистем, реально законченного образца, который можно было бы немедленно запустить в серийное производство, не оказалось. Танк ИС существовал только в опытных экземплярах, не доведенных до серийного производства, а на серийные танковые "шасси" без существенных изменений в конструкции не удавалось установить ни одну существующую крупнокалиберную артсистему. Необходимо было хоть как-то продержаться несколько месяцев до ввода в строй новых образцов. И выход был найден. В конструкторском бюро Ж.Я.Котина решили пойти на модернизацию танка KB-1C, установив на него танковую пушку Д-5Т Ф.Ф.Петрова калибром 85 мм. Воистину, это было соломоново решение. Была расширена подбашенная коробка, в которой с трудом расположили увеличенный в диаметре погон танковой башни улучшенной формы. Боекомплект из 70 выстрелов разместился в измененной боеукладке. Пушка Д-5Т, несмотря на плотную компоновку, для установки на танк была слишком сложна и трудоемка в производстве, имела невысокую скорострельность и посредственные баллистические характеристики (начальная скорость снаряда - 792 м/с). В конечном итоге, именно чрезмерная сложность конструкции пушки, не позволявшая заводу №9 развернуть ее массовое производство, предопределила небольшое количество выпущенных КВ-85. При размещении пушки и боеукладки пришлось пожертвовать пятым членом экипажа - стрелком-радистом, для которого просто не осталось места. Курсовой пулемет ДТ зафиксировали в одном положении, заварив подвижную шаровую установку. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались полностью от KB-1C. Таким образом, танк КВ-85 был временной машиной компромиссов и нисколько не претендовал на звание "зверобоя" новых немецких танков. При создании этой модификации KB ставилась задача опробовать 85-мм пушку в боевых условиях, в борьбе с "Тиграми" и "Пантерами", чтобы выработать требования к калибру и компоновке орудия нового перспективного танка, который должен был вскоре сменить серию KB в Красной Армии. Боевое приминение. По архивным данным было выпущено 148 танков КВ-85, которые с сентября 1943 года стали поступать на фронт. Одновременно до декабря 1943 года продолжался и выпуск танков КВ-1С. Большая часть КВ-85 в составе Гвардейских танковых полков прорыва попала на Южный (2-го формирования), позже - 4-й Украинский фронт, где участвовала в освобождении Украины и Крыма. Так как КВ-85, в целом, не превосходил немецкие тяжелые танки, бои шли с переменным успехом. Результаты зависели преимущественно от подготовки экипажей противоборствующих сторон и от выбранной ими тактики действий. В состав 28-й Армии 4-го Украинского фронта входил 34-й Гв. ТПП (20 танков КВ-85), который совместно с 40-м ТСАП (тяжелый самоходно-артиллерийский полк), имевшим 9 СУ-152, 20-25 ноября вел бои в районе поселка Екатериновка. 20 ноября оба полка в двухэшелонном порядке атаковали позиции противника, который кроме артиллерии имел в обороне зарытые танки PzKpfw IV Ausf. Н и САУ Marder II (до 18 штук). В течение дня танкистам и самоходчикам удалось захватить первые линии немецких окопов, потеряв при этом 6 танков КВ-85 (оставлены на территории противника) и 6 СУ-152. Во второй день боев до 10 танков PzKpfw IV Ausf. H предприняли контратаку на позиции советских войск. Силами пехоты и обоих танковых полков атака была отбита, противник потерял 5 танков, с советской стороны потерь не было. 23 ноября 1943 года все исправные машины полка опять атаковали германские позиции, прорвали его оборону и продвинулись на 5 км. В этой операции было подбито еще 2 танка, а 1 сгорел. 23 ноября 1943 года 34-й Гв. ТПП был отведен на ремонт в тыл, боевые действия до 28 ноября 1943 года продолжал только 40-й ТСАП, терявший в боях одну-две машины ежедневно. В освобождении Крыма наряду с 19-м танковым корпусом участвовал отдельный 1452-й самоходно-артиллерийский полк (САП), который имел в своем составе 11 КВ-85, 5 КВ-1С, только 6 СУ-152, а также 3 СУ-76. Видимо, из-за того, что самоходок остро не хватало, САП решили укомплектовать танками KB - они имели самое внушительное вооружение среди имевшихся в Крыму танков. В 19-м ТК были только Т-34/76 и легкие танки, а у противника - две бригады штурмовых орудий: 191-я и 279-я под командованием майора Мюллера и капитана Хоппе (всего в составе 17-й немецкой армии находилось 215 танков и САУ, преимущественно StuG III с 75-мм пушками). Но по ряду причин, связанных с руководством операцией, полк вел бои с мастерски отступающей немецкой пехотой в основном на минных полях, где мины “неизменно побеждали танкистов”. 8 апреля 1944 года, согласно приказу командира 3-й гвардейской стрелковой дивизии, которому был оперативно подчинен полк (11 КВ-85, 5 KB-1C, 2 СУ-152), танкисты и пехотинцы, сосредоточившись на 1,6 км южнее Турецкого вала, атаковали позиции противника с задачей захватить г.Армянск. Через несколько минут после начала атаки полк наскочил на минное поле, не указанное на карте. Саперы, назначенные для разминирования, находились в танках (?) и не могли их покинуть, так как немцы открыли ураганный огонь из всех видов оружия. Как ни парадоксально, через три часа после начала атаки проходы все же удалось разминировать и 1452-й САП прорвал оборону противника, потеряв сожженным 1 КВ-85, подорванными на минах 3 КВ-85 и 5 КВ-1С, а также 4 КВ-85 и 2 СУ-152, подбитыми артогнем противника. Потерь в личном составе не было, раненых - 6 человек (2 офицера и 4 рядовых). 8 апреля 1944 года в 14 часов 00 минут 3 оставшихся КВ-85 с десантом 3-й ГСД достигли г.Армянска. Полк поставленную задачу выполнил. По итогам этого боя уничтожено 11 ДОТов, 5 противотанковых пушек и до 200 солдат и офицеров противника. Даже подбитые советские танки вели огонь по огневым точкам немцев. Таким образом, основные потери личного состава и материальной части были обусловлены недостаточной компетентностью руководства, которое не смогло организовать взаимодействие различных родов войск при прорыве немецкой обороны. До 10 апреля 1944 года полк ремонтировал свою матчасть и уже 11 апреля 1944 года танковая группа (3 КВ-85, 2 СУ-152, 2 СУ-76) 1452-го САП вновь атаковала немецкую оборону в районе Ишуни. Танки поддерживала пехота 3-й ГСД. Из-за того, что разведка не была проведена, танки провалились в 8-метровый противотанковый ров и специальные ловушки, похожие на ямы. Атака не удалась, пару КВ-85 и СУ-76 вытаскивали из ям с помощью тракторов. После такого печального опыта применения тяжелых танков, командованием 2-й Гв. армии было решено в корне изменить тактику использования этой части. Тем более, что немцы 10-11 апреля начали организованный отвод своих войск к Севастополю. Приказом командарма 2-й Гвардейской армии материальная часть 1452-го САП и 512-го ООТБ (отдельного огнеметного танкового батальона) распределялась по армейским подвижным отрядам. Они состояли из пехоты на "Студебеккерах", а также из танков и САУ и имели задачу как можно быстрее прорваться в Севастополь. В эти отряды вошли и танки КВ-85. Столкновений со StuG III было крайне мало - немцы отходили под прикрытием артиллерии и минных полей. Группой под командованием Героя Советского Союза Гвардии полковника Пузанова (Т-34, 8 ОТ-34, 4 КВ-85) были освобождены города Евпатория, Саки, Бахчисарай. 6 мая 1944 года вновь сведенный в часть 1452-й САП, имея в составе всего один КВ-85 и две СУ-152, подошел к Севастополю и вел бои в районе Мекензиевых гор, поддерживая 37-ю Гвардейскую стрелковую дивизию. Девятого мая две уцелевшие машины полка - КВ-85 и СУ-152 с 264-м Гв. стрелковым полком прорвались в Севастополь. При освобождении Крыма КВ-85 редко вступали в дуэль с танками и САУ противника и использовались преимущественно в качестве самоходных орудий для поддержки пехоты. Применение КВ-85 против тяжелых танков PzKpfw VI Ausf. H "Тигр" имело место в полосе боевых действий 38-й Армии 4-го Украинского фронта 28 января 1944 года. При этом советские танкисты действовали грамотно и решительно, не строя напрасных иллюзий о подготовке танкистов и качестве немецкой танковой техники. В качестве подтверждения приводим справку-отчет о боевых действиях бронетанковых и механизированных войск 38-й Армии с 24 по 31 января 1944 года по 7-му Отдельному гвардейскому танковому полку (7-й ОГТТП), который прикрывал отход частей 17-го стрелкового корпуса, попавших в полуокружение в результате немецкого контрнаступления: "Согласно боевого распоряжения штаба 17-го корпуса, оставшиеся 5 танков и САУ (3 танка КВ-85 и 2 СУ-122) к 7.01.44 г. заняли круговую оборону в совхозе им.Тельмана в готовности к отражению атак танков противника в направлении Росоше, совхоза "Коммунар", совхоза "Большевик". Около танков заняли оборону 50 пехотинцев и 2 противотанковых орудия. У противника было отмечено скопление танков южнее Росоше. В 11.30 противник, силою до 15 танков Т-6 и 13 средних и малых в направлении Росоше и пехотой с юга, предпринял атаку на совхоз им.Тельмана. Занимая выгодные позиции, из-за укрытий строений и стогов, подпустив танки противника на расстояние прямого выстрела, наши танки и САУ открыли огонь и расстроили боевые порядки противника, подбив при этом 6 танков (из них З "Тигра") и уничтожив до взвода пехоты. Для ликвидации прорвавшейся немецкой пехоты из состава советской группировки был выделен КВ-85 лейтенанта Кулешова, который огнем и гусеницами выполнил свою задачу. К 13 часам того же дня немецкие войска, не решаясь атаковать советский полк в лоб, обошли совхоз им.Тельмана и завершили окружение советской группировки. Бой наших танков в окружении против превосходящих сил противника характеризуется чрезвычайным умением и героизмом наших танкистов. Танковая группа (3 КВ-85 и 2 СУ-122) под командованием командира роты гвардии ст.лейтенанта Подуста, обороняя совхоз имени Тельмана, одновременно не давала немецким войскам перебрасывать войска в другие районы боев. Танки часто меняли огневые позиции и вели прицельный огонь по немецким танкам, а СУ-122, выходя на открытые позиции, расстреливали пехоту, посаженную на транспортеры и двигавшуюся по дороге на Ильинцы, чем преграждали свободу маневра немецким танкам и пехоте, а, главное, способствовали выходу из окружения, частей 17-го стрелкового корпуса. До 19.30 танки продолжали вести бой в окружении, хотя пехоты в совхозе уже не было. Маневр и интенсивный огонь, а также использование укрытий для ведения огня позволило почти не понести никаких потерь (кроме 2 раненых), нанеся противнику ощутимый урон в живой силе и технике. За 28.01.44 подбито и уничтожено: танков "Тигр" - 5 штук, PzKpfw IV - 5 шт., PzKpfw III - 2 шт., бронетранспортеров - 7 шт., противотанковых орудий - 6 шт., пулеметных точек - 4, повозок с лошадьми - 28, пехоты - до 3-х взводов. В 20.00 танковая группа предприняла прорыв из окружения и к 22.00 после огневого боя вышла в расположение советских войск, потеряв 1 СУ-122". Немногочисленные примеры использования танков КВ-85 показали, что 85-мм пушка является эффективным оружием против немецкой тяжелой техники (танков "Пантера" и "Тигр") и должна быть установлена на среднем танке Т-34, что впоследствии и было сделано. Еще во время операции по освобождению Крыма командиры подвижных отрядов преследования жаловались на то, что КВ-85 и СУ-152 недостаточно быстроходны и отстают от грузовиков с пехотой. Оно и понятно: КВ-85 - это тяжелый танк. Однако его меньшая маневренность и динамичность должна быть компенсирована мощным бронированием и вооружением. И, если защищенность KB считалась вполне достаточной, то орудие требовалось значительно более мощное, чтобы с максимальных дистанций поражать немецкую технику. По результатам боевых действий КВ-85 конструкторы и военные сделали следующие выводы: дальнейшая модернизация танков семейства KB нецелесообразна; 85-мм пушка достаточна для противодействия немецким танкам, хотя уступает артистемам последних по бронепробиваемости при стрельбе с больших дальностей; так как советские тяжелые танки слабее бронированы, чем их немецкие аналоги, концепция средних и тяжелых танков (Т-34 и KB ), вооруженных пушкой одного калибра устарела - необходимо иметь тяжелый танк с мощной артсистемой, по всем основным параметрам превосходящей немецкие пушки калибра 88-мм. Данные положения учитывались при создании танка ИС-2 со 122-мм орудием в 1944 году и при развертывании производства 85-мм пушек для танков Т-34/85. Как указывалось выше, крупносерийное производство 85-мм пушек конструкции Ф.Ф.Петрова наладить не удалось, и основная часть Т-34/85 вооружалась другой 85-мм артистемой - ЗИС-53. Что касается КВ-85, то ввиду небольшого их количества, уже к середине 1944 года в войсках остались лишь единичные танки этой модификации. Тактико-технические характеристики КВ-85: масса в снаряженном состоянии: 46000 кг; экипаж: 4 чел.; длина: 6,9 м; ширина: 3,25 м; высота: 2,83 м; длина участков ленты, соприкасающейся с грунтом: 4,33 м; ширина траков: 670 мм; бронирование: до 100 мм; вооружение: 85-мм пушка Д-5Т, три 7,62-мм пулемета ДТ; боекомплект: 70 снарядов, 3276 патронов; двигатель: В-2К, 12-цилиндровый, 4-тактный, V-образный дизель, жидкостного охлаждения; мощность двигателя: 600 л.с.; количество передач: 5 вперед, 1 назад; скорость по шоссе: 34 км/ч.; запас хода по шоссе: 250 км; Последний раз редактировалось frant; 01.10.2007 в 22:48. |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
Опции темы | |
|
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Страницы истории | Ferrari | Спорт | 11 | 22.07.2010 15:45 |
ЧМ по хоккею 2009 | BulkiN | Спорт | 314 | 14.05.2009 19:42 |
История команд | MorgaN | Спорт | 12 | 31.07.2008 20:13 |
Бронетехника Германии 1934-1945 | Ytka | Оружие и военная техника | 43 | 28.07.2008 13:59 |
Этот День в истории ... | ZyDeHb | Глобус | 265 | 26.09.2007 11:42 |